Для облегчения ориентировки на крупных курортах существует определенная классификация трасс спуска (а в некоторых странах - например в Америке - и подъемников, ведущих к трассам) по цветовому признаку. Как же различаются различные трассы?
Самые простые трассы - зеленые. Это трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости. В том случае, если уклон несколько больше - обязательно есть контруклон, на котором даже не умеющий поворачивать индивидуум обязательно остановится. Опытный катальщик на таких трассах может ехать задом наперед, на одной лыже, вальсировать. В некоторых местах для того, чтобы лыжи скользили, приходится толкаться палками. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют.
Следующие по сложности - синие трассы. На таких трассах комфортно себя чувствует лыжник, уже освоивший повороты "из упора". Поворот плугом неудобен из-за возросшей крутизны отдельных участков трасс. Несколько возросшая крутизна, переменный рельеф, отсутствие бугров и резких перепадов рельефа склона делает спуски по синим трассам более интересными и разнообразными для лыжников среднего уровня, а частые прямые участки с маленьким уклоном дают возможность покататься на скорости и тем, кому более серьезные трассы пока "не по зубам". Опытный катальщик на трассах этого типа может кататься по прямой, в крайнем случае используя повороты большого радиуса на высокой скорости. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют. В некоторых странах, например в Америке, этот тип трасс объединен со следующими - красными трассами. Цветовое обозначение - синие трассы.
Наиболее интересные - красные трассы - имеют еще более возросшую крутизну, характеризуются отсутствием пологих участков или сочетанием недлинных крутых мест, где уже необходимо достаточно хорошо владеть поворотами малого радиуса на параллельных лыжах и выполаживаний, на которых можно успеть погасить скорость. Опытный катальщик на красных трассах может кататься "большими или маленькими дугами" во всем диапазоне скоростей, спуски по прямой уже приведут к нежелательным последствиям. Трассы тщательно ухожены, бугры при большом количестве катающихся могут появляться к концу дня. В эту-же категорию попадают некоторые спуски "вне трасс", которые имеют меньшую крутизну, но из-за природных особенностей (например глубокий снег или узкие места) не могут быть рекомендованы лыжникам с малым опытом катания. Спуски такого типа часто обозначаются красным пунктиром.
Следующий класс трасс - черные - для экспертов. В большинстве стран на эти трассы ратраки не выпускают, и на них можно встретить все, что угодно - от крутых жестких досок с буграми до целинного крутого-же снега, узкие (но не пологие) места, резкие повороты с перепадами склона, поэтому если Вы не можете уверенно и быстро проходить красные трассы, на черные лучше не ходить - удовольствия не получите. В некоторых местах катание уже переходит в прыгание. К этой-же категории относятся спуски "вне трасс", по которым опытный лыжник сможет спуститься (но удовольствие от спуска не гарантируется). Обычно на схемах такие спуски обозначаются черным пунктиром. Кроме того, сюда-же относятся искусственные бугры для могула, халфпайп и трамплины для сноубордеров.
В Америке существует еще один класс трасс - двойные черные . Имена этих трасс соответствуют их характеру, наиболее, на мой взгляд, яркое - "widowmaker" (создатель вдов). Только для экспертов. Без комментариев.

Мировые склоны: Цветовая маркировка и сложность горнолыжных трасс

Приезжая в другую страну, лыжник часто сталкивается с множеством проблем, одна из которых - как оценить, насколько сложна трасса, по которой собираешься пройти, отмаркированая, к примеру, "синим ромбом"? Ниже приводится справочник по принятым обозначениям трасс во всем мире.

Сложность трассы Франция
Италия
Скандинавия
Austria
Германия
Швейцария
Япония США
Канада
Австралия
Очень простые Зеленая Синяя Зеленый круг Зеленый круг
Простые Синяя Синяя Зеленый круг Зеленый круг
Более сложные Красная Красная Красный квадрат Синий квадрат
Очень сложные Черная Черная Синий ромб Черный(ые) ромб(ы)

Делай это по-французски!

В Европе французы и итальянцы стремятся классифицировать трассы четырьмя цветами: зелый используется для обозначения очень простых трасс, синий - для простых, красный - для более сложных и черный - для экспертных. Обычно каждый регион катания располагает трассами для всех уровней лыжников.

Регионы катания в Скандинавии (Норвегия и Швеция) также, как и в Южной Америке (Аргентина и Чили), в-основном, следуют Французской модели цветовой маркировки, несмотря на то, что некоторые не заморачиваются относительно зеленых трасс.

Немецкий метод

Немецкий подход, используемый в Германии, Австрии и Швейцарии, похож на французскую систему, за исключением того, что не используется зеленый цвет. Синие - легкие, красные - слеожные и черные - для экспертов.

Многие регионы из этих стран не публикуют (как это принято во Франции) общего количества трасс или количества трасс разной сложности. Вместо этого дается информация по длине трасс каждой категории или суммарная длина трасс и процентное соотношение трасс разной сложности. К примеру, если регион располагает трассами суммарной длиной 100 км, из которых 50 км - синие, 30 км - красные и 20 км - черные, вы разберетесь, где вы будете толкаться палками, а где - кататься...

Северная Америка

В Северной Америке нет красных трасс, Но они используют фигуры для маркировки (для дальтоников, наверное:-) - AD) Зеленый круг соответствует Европейской синей или зеленой трассе, синий квадрат - между синей и красной и черный ромб - между красной и черной. Более сложные трассы обозначаются в Северной Америке двумя или даже тремя черными ромбами.

В Северной Америке регион катания характеризуется общей площадью (в акрах) склонов и процентным соотношением этиз склонов по сложности. Напимер регион площадью 2000 акров может состоять из 50% (1000 акров) легких, 30% (600 акров) сложных и 20% (400 акров) экспертных трасс.

Регионы катания в Австралии и Новой Зеландии используют такую же маркировку.

Япония - лучшее из двух миров

Японцы, вероятно располагающие самыми крутыми регионами катания в мире, скрестили Североамериканские фигуры и Европейские цвета, привнеся что-то свое и получили уникальную систему маркировки: самые сложные трассы - синие! Зеленые круг - легкие, как и в Северной Америке, а средние обозначаются красным квадратом - американская фигура, европейский цвет.

Сопоставление цветовых маркировок

Продвинутые лыжники соглашаются с утверждением, что цветовая маркировка носит условный характер. Черная трасса может быть легче при хорошем снеге, чем синяя - при плохом.

Обычно европейские лыжники считают, что большинство "одинарных черных" трасс в Северной Америке не тянут на "черную" европейскую трассу. Не потому, что они недостаточно круты, а из-за лучшей подготовки трассы. Черные трассы в Альпах редко специально подготавливаеются: дело ограничивается только первоначальной расчисткой склона.

Следует еще отметить, что небольшие регионы катания, не располагающие разнообразным рельефом, часто маркируют трассы как "красные" и "черные" только лишь для привлечения турисов в этот регион. Менеджеры этих регионов обычно при этом упоминют, что разметка трасс является относительной, а не абсолютной и определить действительную сложность трасс таких регионов по каталогам и рекламным проспектам практически невозможно.


Редакция 2002 г.

5. УЗ карт для ориентирования на лыжах

5.1. Общие требования

Карты для ориентирования на лыжах (ЛО) базируются на условных знаках (УЗ) используемых при составлении карт для ориентирования бегом. Однако специфика ЛО определяет некоторые изменения и отклонения в базовых УЗ, необходимые для передачи информации требуемой спортсмену для ориентирования на лыжах. Эти специальные требования и УЗ описаны в этой главе.

Отклонения от УЗ допустимы только с санкции национальной Комиссии ЛО. Для международных мероприятий, санкция должны быть дана Комиссией ЛО IOF (IOF Ski-O Commission ).

Карты для ориентирования бегом могут быть использованы для проведения соревнований ЛО всех уровней, если темно-зёленый цвет (знак 410) будет изменен на светло-зёленый цвет (знак 406) . Для международных соревнований требуется разрешение Комиссии ЛО IOF.

Ориентирование на лыжах - это вид спорта, в котором спортсмен, передвигаясь на лыжах, использует карту, чтобы выбрать и осуществить оптимальный вариант движения, используя предлагаемую организаторами сетку лыжней, для преодоления маршрута от старта, через множество контрольных пунктов, до финиша. В ЛО лыжная подготовка и умение ориентироваться должны сочетаться таким способом, чтобы умение ориентироваться являлось решающим элементом.

В ориентировании на лыжах, кроме оценки качества лыжни и протяженности выбираемого варианта, также необходима оценка перепадов высот. Очевидно, что карта должна точно и понятно отображать эти особенности. Карта также должна быть легко и однозначно читаемой при передвижении на лыжах в условиях соревнований. Это означает, что карта должна избегать большой детализации в местах не видимых с лыжни, чтобы выделить сеть лыжней, и упростить представление форм земной поверхности (рельефа). Показывать нужно только детали, которые влияют на: а) выбор маршрута и б) ориентирование и определение местонахождения.

Для осуществления принципа справедливости во время соревнований должны быть введены дополнительные УЗ. Эти знаки описывают качество и ширину лыжней.

5.3. Масштаб

Масштаб карты для длинных дистанций должен быть 1:15000, для средних дистанций и эстафет 1:15000 или 1:10000, для коротких дистанций 1:10000 и для спринта 1:10000 или 1:5000. В специальных случаях, для мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать карты иных масштабов. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

Укрупнение масштаба позволяет создать более плотную и тоже время легко читаемую сетку лыжней. Кроме того, уменьшается вероятность ошибок при отображении форм перемычек (соединений) и углов в точках разветвлений и перекрещивания лыжней.

5.4. Сечение рельефа

Интервал сечения рельефа должен быть, как правило, 5 м., но могут использоваться другие, альтернативные варианты (2,5 м или 10 м). В специальных случаях, при проведении мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать другой интервал сечения рельефа. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

5.5 Цвета

Правильный порядок наложения цветов играет важную роль в читаемости карты ЛО. Порядок установки цветов при печати карты на цветном принтере должен быть следующий:

    верхний фиолетовый: номера и коды контрольных пунктов (КП), запрещенные территории, загрязненные или бесснежные дороги и точка начала ориентирования, а также (при необходимости) центр соревнований

  1. коричневый

    верхний зеленый (PMS 354): лыжни

    нижний фиолетовый: контрольные пункты и линии между ними

  2. нижний зеленый (PMS 361): все другие УЗ зеленого цвета, кроме лыжней

Порядок цветов при офсетной печати карты тот же самый.

Линии горизонталей смещаются в случаях совмещения их с линиями зеленого цвета (лыжни). Требуется цветной принтер высокого качества для того, чтобы коричневые линии не закрывали линии лыжней. Степень влияния совмещения коричневых линий с зелеными на читаемость карты, при проведении мероприятий IOF, могут оценить организатор и представитель IOF, и принять соответствующее решение.

5.6. Печать и тиражирование

Карты для соревнований по ЛО часто обновляются накануне соревнований. Сетка лыжней может быть пересмотрена за несколько дней до старта. Поэтому новые цифровые методы печати: лазерные принтеры, цветовые копировальные устройства и т. д. хорошо удовлетворяют требованиям, предъявляемым к картам ЛО.

Ответственность по качеству карты должны нести организатор и представитель IOF (для мероприятий IOF).

5.7.1. Использование условных знаков для ориентирования бегом

Рельеф

Форма рельефа показывается с помощью горизонталей. Для того, чтобы улучшить читаемость карты при быстром беге на лыжах, линии горизонталей должны быть более обобщёнными по сравнению с картами ориентирования бегом. Линии горизонталей не должны быть пропущены, если они необходимы на плоской местности.

Скалы и камни

Камни и скалы не подходят на роль критерия для выбора маршрута, но в некоторых случаях они могут служить в качестве значимых объектов для ориентирования и привязки. Карта может показывать эти особенности, если они видимы для участника, когда земля покрыта снегом.

Гидрография и болота

Кроме ориентирования и привязки, знаки этой группы важны для участника так как они способствуют определению высоты (что есть «верх», а что есть «низ») в картах со сложным рельефом.

Открытое пространство и растительность

Представление растительности важно спортсмену большей частью для ориентирования, но также может быть использовано для выбора маршрута в случаях, когда он хочет попробовать сделать срезку. Чтобы не испортить читаемость зелёных лыжней, все знаки проходимости растительности должны быть показаны знаком 406 .

Искусственные объекты и сооружения

Знак 509 - узкая просека используются для не вспаханных дорожек, хорошо видимых на местности.

5.7.2 Размеры знаков для карт различных масштабов

Толщина линии горизонтали может быть уменьшена (0.11 мм), для того, чтобы УЗ лыжней не закрывались ими.

5.7.3. Специальные условные знаки

Следующие знаки предназначены для карт лыжного ориентирования

Лыжни

Сетка лыжней отображается разнообразными зелеными линиями интенсивного и четко видимого цвета (рекомендуется PMS 354). Когда лыжня проложена по тропе (лесной дороге), тропа не показывается, (то есть черный не используется).

В отличие от всех других лыжней (показываемых зелеными линиями), наезженные дороги пригодные для передвижения на лыжах показываются черной линией, потому что дороги должны отличаться от специально подготовленных лыжней. Условия для передвижения на лыжах по наезженной дороге отличаются от тех, которые существуют на специально подготовленных лыжных трассах. Состояние наезженной дороги может измениться более быстро (например, дождь, снегопад, таяние на солнце).

Все разветвления и пересечения должны быть вычерчены тщательно, чтобы точно отобразить подобие разветвлений и пересечений. Это действительно также и для пунктирных линий.

801 Очень широкая лыжня > 3 м

Очень быстрая, широкая коньковая трасса в лыжных центрах, сделанная с лыжной бороной или специальным выравнивателем.

Ширина 0,85 мм

802 Широкая лыжня 1,5 - 3,0 м

Быстрая, коньковая лыжня, сделанная снегоходом, ширина обычно 2–3 м. Коньковая лыжня, более грубая и более мягкая, чем широкая коньковая трасса.

Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

Ширина 0,60 мм

803 Лыжня 0,8 - 1,5 м

Хорошая лыжня, сделанная снегоходом, обычно 1,0 - 1,5 м шириной. На крутых наклонах, лыжня может быть сделана шире, чтобы уменьшить расширение в течение соревнования.

Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

804. Медленная лыжня 0.8–1 м.

Грубая, медленная лыжня, запорошенная небольшим количеством снега или не очищенная от веток и сучков. Этот знак не используется на крутых склонах,если ширина следа позволяет использовать шаги «елочкой» для подъема, или плужения для замедления и остановки.

Чтобы яснее показать развилки и перекрестки медленной лыжни, их следует отобразить короткой линией.

Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

Диаметр точек 0,7 мм и расстояние между точками 1,3 мм

805 Дорога, покрытая снегом

Наезженные дороги, присыпанные снегом, пригодные для передвижения на лыжах, показываются нормальным знаком улучшенной дороги, но шире.

Цвет: чёрный.

Ширина линии 0,7 мм

806. Загрязненная или малоснежная дорога

Дорога, которая является загрязненной (посыпана песком) или малозаснеженной (снежный слой или отсутствует или не сплошной) в течение соревнования. Цепь V-образных значков поперек знака асфальтированной дороги показывают, что дорога не пригодна для передвижения на лыжах.

Цвет: верхний фиолетовый

Высота 3,0 мм

807. Непроезжая автомобильная дорога

Дорога, которая не используется для движения, без каких-либо следов.

Цвет: черный

808. Закатанная область

Слаломные склоны и другие территории, пригодные для передвижения на лыжах.

Границы областей показывают с узкой зеленой линией (0,13 мм), для того, чтобы ясно читались их края.

Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

Ширина линии 0,2 мм, расстояние между линиями 0,8 мм, угол 45 градусов

809. Запрещенные для движения автомобильные дороги

Знак , запрещающий движение, увеличенный для того, чтобы быть лучше видимым в сетке лыжней.

Цвет: верхний фиолетовый.

Крест фиолетового цвета, 3,5 мм

Другие знаки

810. Контрольный пункт и точка центра

Точка центра кружка может использоваться, когда необходимо более точно указать положение КП, например, в густой сетке лыжней. Контрольные пункты в ЛО предпочтительно ставятся на проходной лыжне, а не на развилках или пересечениях. Точка центра помогает, определите точное местоположение контрольного пункта на лыжне.

Цвета: кружок контрольного пункта - нижний фиолетовый, точка центра кружка - верхний фиолетовый

Диаметр кружков контрольных пунктов 5.5 – 6.0 мм (для всех масштабов), толщина линии 0.5 мм. Диаметр точки центра 0.65 мм

811. Порядковый номер и номер контрольного пункта (код)

В соревнованиях ЛО, не используются легенды. Коды контрольных пунктов помещены или рядом с порядковыми номерами на рабочем поле карты или в отдельном списке.

Размер карты и конфигурация рисунка дистанции - важные факторы в определении лучшего места положения для написания номеров и кодов. Если сетка лыжней густая, и/или конфигурация рисунка дистанции сложна, должен быть использован отдельный список (строка, колонка). Между номером и кодом КП должна стоять черточка (дефис).

Цвет: верхний фиолетовый

812. Место запасного оборудования

Место для запасного оборудования в районе соревнований.

Цвет: верхний фиолетовый

Высота: приблизительно 10 мм

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Географический факультет

ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ И СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Для студентов, обучающихся по специальности

050720 Физическая культура

Горно-Алтайск

РИО Горно-Алтайского госуниверситета

Печатается по решению Методического совета

Горно-Алтайского госуниверситета

Основы топографии и спортивного ориентирования . – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 40 с.

Захаров П. Я., к.филос.н., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Горно-Алтайского государственного университета.

Пичугина Т.В., старший преподаватель кафедры экономической географии Горно-Алтайского государственного университета.

Рецензенты:

В учебном пособии рассматриваются основы топографии, ориентирования на местности и спортивного ориентирования. Даны рекомендации по организации массовых соревнований и графические формы документов для проведения соревнований по спортивному ориентированию.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Также пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования, инструкторов и тренеров по спортивному ориентированию.

© Захаров П.Я., Пичугина Т.В. 2010

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ 6
1.1 План и карта 6
1.2 Масштаб карты 8
1.3 Компас 9
1.4 Условные знаки 11
2. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ 16
2.1 Из истории спортивного ориентирования 16
2.2 Основы спортивного ориентирования 21
2.3 Соревнования по спортивному ориентированию 24
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ 30
4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ 35
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, человек тесно связан с природой и постоянно испытывает необходимость ориентироваться на местности, то есть определять своё местоположение относительно окружающих предметов и сторон горизонта, находить нужное направление пути. Обладая навыками наблюдения за различными явлениями природы и в ориентировании на местности, мы можем более уверенно чувствовать себя в туристическом походе и в повседневной жизни, умело пользоваться различными путеводителями и схемами автомобильных дорог, легко разбираться в картах-схемах расположения улиц и отдельных зданий в различных городах и т.д.

При исследовании местности для ориентирования используют точнейшие приборы, но умение ориентироваться с помощью карты и компаса, по небесным светилам и местным признакам не утратило своё практическое значение и на сегодняшний день. Твёрдые навыки ориентирования легче приобретают те, кто постоянно общается с природой, наблюдает за ней, замечает её особенности.

Познавать и понимать природу, содействовать умственному и физическому развитию человека, укреплять здоровье помогают занятия спортивным ориентированием. Этот вид спорта всё ещё относится к малоизвестным, и хотя многие слышали о нём, в своём большинстве сути и смысла самого вида спорта не представляют.

Это тот вид спорта, в котором можно состязаться круглый год. Соревнования по так называемому летнему ориентированию, то есть по спортивному ориентированию бегом, или кроссовому ориентированию, начинаются ранней весной и заканчиваются поздней осенью. Но как только образуется устойчивый снежный покров, спортсмены меняют летнюю беговую форму на лыжную экипировку и продолжают соревноваться уже в зимнем сезоне - это спортивное ориентирование на лыжах.

Спортивное ориентирование выделяется из других видов спорта как массовый, приемлемый для любых возрастных групп вид активной деятельности с целью спортивного совершенствования и поддержания физической работоспособности, а также как средство активного отдыха. Это один из немногих видов спорта, где в соревнованиях могут участвовать представители самых разных возрастов - от 8-9 до 80-90 лет, каждый из которых находит для себя в этом занятии свои преимущества. Для ребят школьного возраста каждое состязание - это маленькое приключение, окруженное ореолом тайны и романтики. Соревнования требуют от них смелости, ловкости и смекалки. Войдя во вкус поиска, дети непроизвольно учатся упорству, выдержке, самообладанию, оказываясь во власти непреложных законов лесного спорта. Для большинства хорошо подготовленных спортсменов главную прелесть бега с картой и компасом составляет напряженная работа мысли, связанная с большой физической нагрузкой, постоянная новизна ощущений и неограниченная возможность совершенствования. Людям зрелого возраста предоставляется возможность испытать свои силы на менее трудных (в отношении физической нагрузки) дистанциях. В первую очередь их привлекает душевное напряжение, вызываемое передвижением по малознакомой местности и порождаемое легкой неуверенностью в правильности выбранного пути. Это напряжение физическое и духовное имеет колоссальное значение для современного человека как антидепрессирующий фактор.

Для проведения соревнований по спортивному ориентированию не требуются стадионы или дорогостоящее оборудование. Ареной увлекательных состязаний может стать любой участок леса или большой парк, любой участок местности, который при помощи условных знаков «зашифрован» в спортивную карту.

Работа с картой и параллельное наблюдение за местностью ведут к приобретению новых знаний по топографии, концентрации внимания, развитию памяти, навыков восприятия, представления, чувства расстояния, чувства скорости, ощущения себя в пространстве.

ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ

План и карта

На рисунке местность выглядит такой, как она есть в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче (по законам составления рисунка). На таком рисунке нельзя точно измерить расстояние между предметами и определить стороны горизонта.

Вид на местность сверхуподробно и точно отображает все элементы земной поверхности. Всё, что видно сверху, что можно с высоты сфотографировать или изобразить на бумаге, будет называться планом местности. План не так подробен, как фотография или рисунок, так как на нем предметы изображаются такими, какими мы их видим сверху, с помощью специальных условных знаков. Причем на плане изображают лишь основные объекты, где все предметы и расстояния между ними показывают в масштабе. На плане можно измерить расстояние между различными предметами и ориентирами, стрелка (север-юг) указывает направление, что позволяет ориентироваться и находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта. Научное название плана какой-либо местности - топографическая карта.

Карта (план) - это уменьшенное плоское графическое изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе при помощи специальных условных знаков.

В спортивном ориентировании карта является основой всех соревнований. Спортивная карта, в отличие от обычной, топографической, имеет высокую точность и подробность, издается в более крупных масштабах. На ней меньше цифрового материала, нет километровой сетки, истинного меридиана, но обозначается магнитный меридиан, линии которого проводятся через 500 метров независимо от масштаба карты.

Спортивная карта должна точно отражать местность и передавать направление от всех окружающих объектов, в ней должна быть показана вся информация, которая может повлиять на «читаемость» карты или на возможности выбора маршрута. Один из основных принципов Международной федерации ориентирования (IOF) гласит: «Ни один из участников не должен получить преимущества или пострадать по вине карты!» Карта соревнований должна соответствовать текущему состоянию местности во всех ее частях, и если этого соответствия нет, то ранее изготовленная карта должна быть улучшена, то есть откорректирована. Спортивные карты издаются в соответствии с Международной системой условных знаков IOF, дополненной национальными условными знаками, утвержденными Федерацией спортивного ориентирования (ФСО) России.

Линии магнитного меридиана наносятся на карту тонкими линиями черного или синего цвета со стрелками, указывающими на север. Стороны карты (бумаги) должны быть параллельны линиям магнитного меридиана.

Все надписи, присутствующие на карте местности и за ее рабочим полем, располагаются перпендикулярно линии севера и пишутся в направлении с запада на восток. Среди надписей обязательны для указания показатели масштаба, сечения рельефа, названия населенных пунктов, входящих в рабочее поле карты. Принято также указывать год выпуска карты, авторов и название соревнований, к которым она подготовлена.

Недостатком спортивной карты является то, что она быстро устаревает (зарастают полянки, появляются новые вырубки и тропинки, особенно вблизи турбаз, лагерей, населенных пунктов и т. д.). В связи с этим рисовщикам карт приходится постоянно вносить изменения и корректировать карту.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие рисунка от плана местности?

2. Что общего и различного в топографических и спортивных картах?

3. Для чего на карту наносят линии магнитного меридиана?

4. Какие существуют требования к спортивной карте для соревнований по спортивному ориентированию?

5. Назовите достоинства и недостатки спортивной карты.

Масштаб карты

Местность на любой карте изображается в уменьшенном виде, о степени уменьшения земной поверхности, представленной на той или иной карте, можно судить по масштабу карты.

Масштаб карты - это отношение длины линии на карте к длине соответствующих линий на местности.

Выраженный отношением чисел масштаб называют численным. Величина эта отвлеченная и не зависит от системы линейных мер. Записывается численный масштаб в виде дроби (например, 1: 50 000), в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - число, показывающее, во сколько раз действительные размеры на местности уменьшены при», изображении их на карте. При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого знаменатель меньше, и наоборот, чем больше знаменатель, тем масштаб мельче.

Практически расстояния по карте определяют с помощью линейного масштаба. Линейным масштабом называют графическое изображение численного масштаба в виде прямой линии с делениями для отсчёта расстояний Текстовый масштаб записывается словами, здесь допускаются сочетания различных величин (например, в 1 сантиметре 500 метров).

На топографических и географических картах масштаб (численный, линейный и текстовый) можно найти под нижней стороной рамки. На спортивных картах масштаб наносят только в численном виде.

В работе со спортивной картой процедуру пересчета длины отрезков карты на соответствующие отрезки местности можно значительно упростить, не пользуясь пятизначными числами масштаба. Известно, что самая распространенная мера расстояний на местности для пешеходов и бегунов - это метр. При этом глазомерная оценка отрезков разной длины на чертежах и картах в основном производится в сантиметрах. Поэтому, например, масштаб 1:15000 легче и понятнее воспринимается следующим образом: 1 сантиметр карты соответствует 150 метрам местности (а не 15 000 сантиметрам).

Пользуясь масштабом, можно:

Определить любое расстояние по карте;

Нанести на карту расстояние, измеренное на местности.

Во время тренировок и соревнований ориентировщику для быстрого и безошибочного определения своего местонахождения на карте в ходе движения на местности непрерывно приходится сталкиваться с необходимостью измерять или приближенно оценивать расстояния как на карте, так и на местности.

Существует два основных способа измерения расстояний на карте: по линейке и с помощью глазомера. Линейка с сантиметровой шкалой имеется на плате компаса, а глазомерный способ требует постоянной тренировки. Сопоставив полученное измерение с масштабом карты, можно узнать расстояние на местности до нужного объекта или ориентира. На местности расстояния можно определять подсчётом шагов (пар или четверок), с помощью глазомера и по времени движения.

Применение того или иного способа определения расстояний или их сочетаний основывается на учете различных факторов. Основными из них являются: характер местности, загруженность карты, время проведения соревнований, метеорологические условия, физическая и техническая подготовленность.

Контрольные вопросы

1. Что такое масштаб? В каких единицах он измеряется?

2. Какие бывают виды масштабов?

3. В каком виде наносится масштаб на спортивную карту по стандартам IOF?

4. Назовите способы измерения расстояний на карте и на местности.

Компас

Основное предназначение любого компаса - определение сторон горизонта - основано на воздействии магнитного поля на свободно вращающуюся магнитную стрелку, которая всегда стремится повернуться на север. Отличие спортивного компаса от обычного заключается в том, что магнитная стрелка у первого в специальной герметичной колбе помещена в жидкость. Жидкость смягчает удары подпятника стрелки об иглу, возникающие при ходьбе или беге, а также способствует угасанию колебаний стрелки. Обычные спортивные компасы имеют прямоугольное плато, на котором находятся сантиметровая линейка, масштабные линейки; на некоторых имеются увеличительное стекло и счетчик расстояния. С помощью компаса можно сориентировать карту, двигаться по азимуту и по направлению, измерить расстояние на карте. Спортивный компас является главным элементом снаряжения спортсмена-ориентировщика.

Ориентировать карту - это значит расположить ее так, чтобы линии магнитного меридиана на карте были обращены на север местности, с этого начинается сопоставление карты с местностью.

Для движения по азимуту сначала нужно определить направление на нужный ориентир по карте. При этом важно соблюдать следующую последовательность действий:

1)наложить компас на карту так, чтобы одна из боковых сторон платы соединяла точки «откуда» и «куда» надо идти или бежать, причем плато компаса должно смотреть в сторону «куда» надо идти;

2)вращая колбу компаса, красные линии на её дне нужно расположить параллельно магнитному меридиану карты, причём риски колбы должны быть направлены на север;

3)убрав компас с карты, и держа его в руке, повернуться так, чтобы северный конец магнитной стрелки расположился между рисками колбы.

Направление платы компаса будет показывать направление движения на ориентир.

Контрольные вопросы

1. Что такое компас, как он устроен?

2. Кем и для чего используется компас?

3. Для чего нужно ориентировать карту?

4. Какая должна быть последовательность действий при движе­нии по азимуту?

Условные знаки

Условные обозначения, как и карты, для которых они предназначены, прошли длинный путь развития. Изображения местных предметов на картах ранних эпох имели картинный характер. Каждый предмет передавался рисунком, понятным без каких-либо пояснений. Города, горы, леса, крепости и т.п. изображались в перспективе, т.е. так, как они наблюдались бы в натуре. Реки, озера, дороги, границы наносились в горизонтальной проекции.

С расширением знаний о земной поверхности, с развитием военного дела, возникла необходимость в отражении на картах все более широкого круга предметов. В этих условиях стало весьма затруднительным сохранять на картах индивидуальные свойства каждого местного предмета. Потребовалось ввести для однородных предметов общие обозначения. Рисунки постепенно заменялись горизонтальными проекциями объектов.

В ходе эволюции условных знаков изображение населенных пунктов на картах изменялось от перспективного рисунка к плановому, а затем - от рисунка к условному знаку.

Условные знаки - это символы карты, которые являются ее языком. На всех картах все предметы местности изображаются условными знаками. С их помощью на карте наглядно передается действительная картина местности. Большая часть графических условных знаков напоминает форму изображаемых предметов при взгляде на них сверху или сбоку, что позволяет нам сравнительно легко запоминать их.

Условные знаки в топографии делятся на три основные группы: масштабные, внемасштабные и пояснительные.

Масштабными условными знаками изображаются местные предметы (населенные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки), которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты.

Внемасштабные условные знаки применяются для изображения таких местных предметов, которые из-за малых размеров не могут быть отражены в масштабе карты, но имеют важное значение или являются хорошими ориентирами - колодцы, родники, радиомачты, мосты, сооружения башенного типа, километровые столбы и т. п. Эти местные предметы изображаются на картах увеличенными.

Промежуточное положение между масштабными и внемасштаб-ными знаками занимают условные знаки дорог, ручьев, электролиний и других нешироких линейных местных предметов, у которых в мас­штабе выражается только длина линии. Ширина этих знаков является внемасштабной. Такие условные знаки обычно называют линейными.

Пояснительные условные знаки применяются в сочетании с мас­штабными и внемасштабными и служат для дополнительной характе­ристики предметов. К ним относятся все цифры, собственные наимено­вания объектов и подписи, характеризующие местные объекты.

Условные знаки в спортивном ориентировании.

В спортивном ориентировании принята единая система условных знаков. Это означает, что спортивные карты во всем мире подчиняются единым правилам и требованиям - спортсменам не приходится каждый раз запоминать новые знаки иобозначения, так как они одинаковы на всех спортивных картах любой страны мира. Условные знаки спортивных карт отличаются от условных обозначений в топографии.

На ранних стадиях развития ориентирования карты готовились в черно-белом изображении. В настоящее время всё многообразие объектов на местности выражают на спортивных цветных картах с помощью шести цветов:

черный - для изображения искусственных сооружений: домов, дорог, тропинок, контуров, границ и каменного рельефа;

желтый - для изображения открытого пространства;

коричневый - для изображения любых форм рельефа (кроме скальных пород), шоссейных дорог и асфальтированных территорий;

голубой или синий - для изображения гидрографии и линий магнитного меридиана;.

зеленый - для изображения растительности (оттенки зеленого цвета отображают разную степень проходимости: чем темнее цвет, тем труднее проходимость) и для обозначения лыжней в зимнем ориентировании. Проходимость зависит от пород леса (густота деревьев, кустарников и низкой растительности - папоротник, ежевика, крапива и т. п.). При изображении проходимости зелёным цветом не принимаются во внимание болота, каменистые земли, которые показываются отдельными символами;

Для удобства классификации условные знаки разбиты на пять основных групп, в каждой из которых собраны однородные объекты.

Рельеф (горы, холмы, впадины, обрывы, промоины, овраги и т.п.). Изображение рельефа на карте выполняется с помощью коричневых линий - горизонталей. Горизонтали (изогипсы) - это линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой и в совокупности передающие форму рельефа. Чем ближе расстояние между горизонталями, тем круче склон или впадина. Что бы отличить склон от впадины, наносят черточку - бергштрих, всегда обращенный в сторону понижения. Основные горизонтали изображаются на картах сплошной линией, причем каждая пятая горизонталь нарисована более толстой линией для удобства чтения карты и оценки разницы в высоте. Если невозможно точно передать рельеф основными горизонталями, применяют вспомогательные горизонтали. Они наносятся между двумя горизонталями в виде прерывистой линии. Небольшие объекты рельефа, которые невозможно отобразить в масштабе, но которые являются важными объектами для ориентирования, обозначаются иа карте отдельными символами. Воронки - ямы и отверстия с явными крутыми боками диаметром не менее 2 м иглубиной не менее 1 м - обозначаются галочкой; корчи, большие пни, муравейники - крестиком. Все виды горизонталей и символов рельефа выполняются на карте коричневым цветом.

При нанесении рельефа на карту используют такой показатель, как сечение рельефа. Цифры сечения рельефа указывают на вертикальный интервал по высоте между соседними контурами сечения - горизонталями. Показатели сечения рельефа указываются на карте за её рабочим полем следующим образом: Н-5 м, или Н-2,5 м.

Скалы и камни (камни, скалы, группы камней, скальная и каменистая поверхности и т.п.). Скала - это особая категория земного рельефа. Её включение в карту дает необходимые сведения об опасности и трудной проходимости местности. На карте скалы и камни показываются черным цветом, чтобы отличить их от других элементов рельефа.

Гидрография и болота (озера, реки, ручьи, канавы с водой, болота, родники, колодцы и т. п.). Все элементы воды показываются cuним или голубым цветом. Если кайма в изображении реки или другого водного объекта имеет черную окантовку, то это указывает на то, что этот объект нельзя пересечь при нормальных погодных условиях. При изображении болот применяется классификация, отражающая степень препятствия при движении спортсменов. Болота бывают как открытыми, так и сочетающимися с густорастущими деревьями. В последнем случае символы болот применяются совместно с символами проходимости, о которых сказано ниже. Неопасное для спортсмена пробегаемое болото с явным краем обозначается линейным растром. Непроходимое болото, опасное для человека, обозначается утолщенными полосками и обязательно обводится черной линией.

Растительность (поля и поляны, луга, вырубки, леса, посадки леса, отдельные деревья, кусты и т. п.). Для изображения растительности на карте используются желтый и зеленый цвета. Лесные пространства и открытые места могут показываться как сплошными, так точечными или линейными растрами. Белым цветом показываются типично открытые проходимые лесные пространства - легкопроходимая растительность, которую спортсмены пробегают без снижения скорости, зрительный обзор на такой местности не затруднен. Участки местности со среднепроходимой и труднопроходимой растительностью наносятся на карту зеленым цветом разной насыщенности, в зависимости от проходимости (чем хуже проходимость, тем темнее цвет). Линейным растром наносятся участки густого леса, когда его пространство предоставляет возможность хорошего пробегания только в одном направлении. Белые полосы на растре показывают направление свободного бега. Желтый цвет - основа символов открытых участков местности (лугов, травянистых земель, т. е. площадей без деревьев - полян). Важная деталь на спортивных картах - границы: засеянные поля и покосы ограничиваются сплошной черной ли­нией, а границы полян и труднопроходимых участков показывают цепочкой черных точек, таким же образом выделяют леса с различными породами.

Искусственные сооружения (здания, отдельные постройки, стены и ограды, населенные пункты, шоссе, дороги и тропинки разного качества, линии электропередач, железные дороги и т. п.). За исключением знаков, изображающих асфальтированные или вымощенные участки (наносимых на карту коричневым цветом), знаки этой группы имеют черный цвет. Сплошная черная линия обозначает хорошую дорогу, извилистым пунктиром обозначаются лесные дороги и дорожки, тропы и тропинки. Надо иметь в виду, что чем тоньше и короче штрихи в обозначении, тем незаметнее на местности дорога или тропа.

Вспомогательные группы знаков:

Знаки обозначения дистанций (старт, КП, линии, соединяющие их, финиш, запрещенная для бега территория - все знаки этой группы вносят в карту красным или пурпурным цветом);

Линии магнитного меридиана;

Знаки для лыжного ориентирования в заданном направлении.

Соревнования по лыжному ориентированию предполагают наличие трех разновидностей лыжней:

Скоростные - это лыжни, подготовленные снегоходом с шириной не менее 2 м под свободный стиль передвижения; на карте такие лыжни изображаются толстой сплошной зеленой линией;

Быстрые - лыжни, подготовленные снегоходом с шириной 1,0-1,5 м без нарезки лыжного следа - тонкая сплошная зеленая линия;

Медленные - подготовленные либо снегоходом, либо лыжами шириной 0,8-1,0 м - прерывистая тонкая зеленая линия.

Сеть лыжней в лыжном ориентировании планируется в соответствии с возможностями местности. Для скоростной, быстрой и медленной лыжней нет жестких установленных норм процентного соотношения. Однако медленных лыжней не должно быть более 10 % от всей сети.

Контрольные вопросы

1. Какие группы условных знаков существуют в топографии?

2. На какие группы, согласно спецификации, разбиты все условные знаки спортивных карт?

3. Чем характеризуется каждая из основных групп условных знаков в спортивном ориентировании (объекты местности, цветовая гамма)?

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти КП, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Перевод с английского: Александр Глушко

Подготовка к публикации: Вячеслав Глушко)

Отображение форм земной поверхности осуществляется посредством очень подробных кривых линий (горизонталей), дополненных специальными знаками небольших бугров, ям и т. п. Дополнительно используются знаки чёрного цвета для показа камней и скал. Нормальная местность для СО лучше отображается горизонталями с вертикальным интервалом (сечением) 5 метров.

Чрезмерное использование дополнительных (подчёркивающих) горизонталей не допустимо, так как это ведет к загруженности карты и искажает реальные превышения. В отдельных случаях возможно использование меньшего сечения, если это обеспечит лучшую читаемость карты. Относительная разность высот между соседними объектами должна быть показана как можно более точно. Абсолютная точность высот имеет меньшее значение. Допускается некоторое изменение высоты горизонтали, если это улучшит отображение действительности. Это отклонение не должно превышать 25% интервала сечения рельефа, при этом следует обратить внимание на соседние горизонтали.

101 Горизонталь

Линия, соединяющая точки одной высоты. Стандартный интервал между горизонталями по вертикали (сечение рельефа) 5 м. Минимально допустимый изгиб линии 0,25 мм от центра до центра линии.

Цвет: коричневый.

102 Утолщённая горизонталь

Каждая пятая горизонталь должна быть утолщённой. Это способствует быстроте оценки разницы высот и общего восприятия форм местности. При необходимости показа мелких деталей, утолщённая горизонталь может быть вычерчена нормальной линией.

Цвет: коричневый.

103 Вспомогательная горизонталь

Используется для передачи дополнительной информации о формах рельефа, отображение которых невозможно основными горизонталями. Между двумя основными горизонталями может быть проведена только одна вспомогательная.

Цвет: коричневый.

104 Указатель направления ската (бергштрих)

Цвет: коричневый.

105 Отметки горизонталей

Цвет: коричневый.

106 Грунтовый обрыв

Крутой перегиб поверхности земли, однозначно выделяющийся из окружающей среды. Гравийные или песчаные выработки, дорожные выемки и насыпи и т. п. Зубцы должны показывать полную проекцию склона, но могут быть опущены, если два обрыва располагаются близко друг от друга. Опасные грунтовые обрывы показываются знаком 201 Очень высокие грунтовые обрывы могут быть показаны толщиной линии бровки 0,25 мм.

Цвет: коричневый

107 Грунтовый вал

Четко видимая земляная насыпь. Высота минимум 1 метр.

Цвет: коричневый.

108 Маленький земляной вал

Маленькая или частично разрушенная земляная насыпь показывается прерывистой линией. Минимальная высота 0,5 метра.

Цвет: коричневый.

109 Промоина

Овраг или ров, которые не могут быть отображены в масштабе карты знаком . Толщина линии отображает ширину промоины. Минимальная глубина 1 метр.

Цвет: коричневый.

110 Маленькая промоина

Маленькая промоина или канава. Минимальная глубина 0,5 метров.

Цвет: коричневый.

111 Бугор

Показывается горизонталями. Выделяющиеся на местности бугры, не попадающие в основное сечение рельефа, могут быть показаны основными горизонталями, если их высота не отличается от высоты основного сечения больше чем на 25%. Маленькие или плоские бугры показываются вспомогательными горизонталями.

Цвет: коричневый.

112 Внемасштабный бугор

Маленький грунтовый или каменистый бугры, которые не возможно отобразить с помощью горизонталей (диаметр менее 5 м). Минимальная высота 1 метр. В случаях совпадения с горизонталью, линия должна быть разорвана.

Цвет: коричневый.

113 Вытянутый внемасштабный бугор

Выделяющийся внемасштабный бугор вытянутой формы (длинна менее 12 м ширина менее 4 м). Показываются бугры высотой не менее 1 метра над окружающей их поверхностью. Знак не может находиться на линии горизонтали.

Цвет: коричневый.

114 Яма

Показывается горизонталями с бергштрихами. Выделяющаяся, не попадающая в основное сечение, яма может быть показана основной горизонталью, если ее глубина не отличается больше чем на 25% от основного сечения. Маленькие или плоские ямы показываются вспомогательными горизонталями.

Цвет: коричневый.

115 Внемасштабная яма

Маленькое естественное понижение (диаметром не менее 2 метров), которое не может быть отображено горизонталями в масштабе карты. Минимальная глубина от окружающей поверхности 1 метр. Центр объекта находится в центре тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север. Искусственные ямы следует показывать знаком 116.

Цвет: коричневый.

116 Искусственная внемасштабная яма

Шурф или яма с крутыми краями, не выражающиеся в масштабе каты (диаметром не менее 2 метров). Минимальная глубина от окружающей поверхности 1 метр. Ямы представляющие опасность показываются знаком . Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север.

Цвет: коричневый.

117 Изрытая поверхность

Цвет: коричневый.

118 Специальные формы рельефа

Цвет: коричневый.


4.2 Скалы и камни

Скалы - специальная категория земной поверхности. Отображение камней даёт полезную информацию об опасности и проходимости. Отдельные камни (валуны) являются хорошими ориентирами и точками для постановки КП. Скалы показываются чёрным цветом, чтобы они отличались от отображения других форм земной поверхности. Основное внимание следует уделить тому, чтобы отображение скальных форм согласовывалось с отображением форм земной поверхности горизонталями.

201 Непреодолимая скала

Непреодолимая (опасная) скала, карьер или опасный грунтовый обрыв (см. 106) показывается линией толщиной 0,35 мм вдоль бровки и зубцами, покрывающими площадь проекции обрыва от верхней кромки до подножья. При отображении вертикальных или близко расположенных обрывов зубцы могут быть опущены (ширина прохода должна быть не менее 0,3 мм в масштабе карты). Зубцы могут быть удлинены, если это необходимо. Например, если обрывом и береговой линией нет прохода, то зубцы обрыва должны пересекать береговую линию и накладываться на край изображения водоема.

Цвет: чёрный.

202 Скалы останцы

В некоторых случаях скалы в виде столбов или гигантских валунов могут быть показаны в плане без зубцов.

Цвет: чёрный.

203 Преодолимый скальный обрыв

Маленький вертикальный скальный обрыв (высота минимум 1 м) может быть показан без зубчиков. Если направление склона не определяется однозначно или необходимо улучшить читаемость, могут быть показаны короткие зубчики в направлении склона. При отображении проходимых скальных обрывов без зубчиков концы линии бровки могут быть закруглены для улучшения восприятия.

Цвет: чёрный.

204 Скальная выработка

Скальная выработка, яма или ствол шахты, которые могут представлять опасность для бегунов. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется разрывом на север.

Цвет: чёрный.

205 Пещера

Показывается таким же знаком, как и скальная выработка, только ориентируется знак острием в направлении входа. Центр входа находится в центре тяжести знака.

Цвет: чёрный.

206 Валун

Камень, выделяющийся на местности, высотой не менее 1 метра. Все валуны, отображаемые на карте, должны быть легко опознаваемы но местности. Чтобы показать разницу между валунами разных размеров (находящимися на местности не далеко друг от друга) диаметр значка может быть увеличен на 20%.

Цвет: чёрный.

207 Большой валун

Особо большой камень, не выражающийся в масштабе карты.

Цвет: чёрный.

208 Каменистое поле

Территория, покрытая таким большим количеством камней (валунов), что их невозможно показать каждый отдельно с помощью знаков и , показывается произвольно ориентированными треугольниками со сторонами в соотношении 8:6:5. Объект должен отображаться минимум двумя треугольниками. Для показа разницы величины отдельных камней, покрывающих поле, некоторые треугольники могут быть увеличены на 20%.

Цвет: чёрный.

209 Груда валунов

Группа камней, тесно расположенных на небольшой площади, каждый из которых невозможно показать индивидуально. Знак ориентируется на север. В случае необходимости показать разницу между несколькими группами, размер треугольника может быть увеличен на 25% (до 1 мм).

Цвет: чёрный.

210 Каменистый грунт

Каменистая и скальная поверхность, которая влияет на пробегаемость, должна быть отображена на карте. Точки наносятся произвольно. Плотность точек показывает степень пробегаемости. Возможно использование минимум трёх точек.

Цвет: чёрный.

211 Открытый песчаный грунт

Поверхность с мягким песчаным или гравийным покрытием, снижающим скорость бега. В случае, если пробегаемость нормальная, следует использовать знаки или .

Цвет: чёрный 12,5% (22 линии/см) и жёлтый 50% (см знак 402) .

212 Чистая скала

Хорошо пробегаемая скальная поверхность без растительности. Если имеется какая-либо растительность (трава, мох и т. п.), следует использовать знаки или

Цвет: чёрный 30% (60 линий/см).


4.3 Гидрография и болота

Эта группа включает элементы гидрографии и специальные типы грунтов и растительности, связанные с присутствием воды. Эта категория объектов важна, поскольку оказывает сильное влияние на пробегаемость, что в свою очередь влияет на выбор варианта движения. Элементы этой группы УЗ являются хорошими ориентирами для постановки КП. Чёрная береговая линия показывает непроходимость данного пространства при нормальном уровне воды. В засушливых районах, элементы данного раздела могут содержать воду только в некоторых сезонах.

301 Озеро

Большие водные пространства показываются регулярной точечной сеткой, маленькие - сплошной заливкой. Чёрная береговая линия показывает непроходимость объекта.

Цвет: голубой 50% (60 линий/см)

302 Пруд

В случаях когда озеро или пруд меньше 1 мм 2 в масштабе карты береговая линия не показывается.

Цвет: голубой.

303 Лужа

Яма с водой или лужа, не выражающаяся в масштабе карты. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака.

Цвет: голубой.

304 Непреодолимая река

Непреодолимая река или канал показывается чёрной береговой линией. Линия может быть разорвана в местах брода.

Цвет: голубой 50% (60 линий/см), чёрный.

305 Преодолимая река

Преодолимый река или канава шириной минимум 2 метра. Если ширина больше 5 метров, то объект показывается в масштабе карты.

Цвет: голубой.

306 Преодолимый ручей

Преодолимый ручей или канава шириной менее 2 метров. Для лучшей читаемости, канава по болоту должна отображаться знаком 305 .

Цвет: голубой.

307 Канава с водой

Естественная или искусственная пересыхающая канава.

Цвет: голубой.

308 Узкое болото

Болото или мокрый грунт, которые невозможно показать знаком 310 (ширина меньше чем 5 метров).

Цвет: голубой.

309 Непроходимое болото

Болото непроходимое или опасное для спортсменов. Чёрная линия дается по контуру.

Цвет: голубой, чёрный.

310 Болото

Преодолимое болото с четко видимыми краями. Знак 310 может комбинироваться со знаком 403 для отображения открытого болота. Залесённые болота могут быть показаны в комбинации со знаками растительности . Маленькие болота показываются на карте не меньше, чем двумя штрихами. Если маленькое болотце показывается в сочетании со знаками / , то для улучшения читаемости, разрешается заменить эти знаки на / соответственно.

Цвет: голубой.

311 Нечёткое болото

Заболоченный грунт, пересыхающее болото или места перехода нормального грунта в проходимое болото. Знак может быть использован в комбинации со знаком или для открытых мест. Залесённое болото может быть показано в комбинации со знаками 406 - 410 . Минимальный размер знака четыре штриха.

Цвет: голубой.

312 Колодец

Колодцы скважины или оборудованные источники, четко видимые на местности.

Цвет: голубой.

313 Родник

Родник или четко видимый исток. Знак ориентируется разрывом вниз по течению.

Цвет: голубой.

314 Специальный объект гидрографии

Знак служит для показа специальных внемасштабных объектов гидрографии. Пояснение к использованию знака должно быть дано в легенде карты.

Цвет: голубой.


4.4 Растительный покров

Отображение растительности важно для ориентирования, так как оказывает влияние на пробегаемость, видимость и читаемость карты.

Основные принципы:

  • белый используется для отображения нормального, хорошо пробегаемого леса,
  • жёлтый используется для показа открытых пространств различных категорий,
  • зелёный отображает плотность леса и подлеска в зависимости от пробегаемости и видимости, разделенных на несколько категорий.

ПРОБЕГАЕМОСТЬ

Пробегаемость растительности зависит от структуры леса, подлеска или кустарника. Наличия ежевики, вереска, крапивы, обрубленных веток и т. п. Состояние почв и грунтов, влияющее на проходимость, отображается отдельно.

Пробегаемость леса подразделяется на четыре категории, в зависимости от снижения скорости бега, по сравнению со скоростью бега в нормальном лесу. Например, если скорость бега в нормальном лесу 5 минут на километр, то ниже приведены коэффициенты соответствующие каждой из таких категорий:

нормальный лес 80 - 100% 5:00 - 6:15 мин/км
медленно пробегаемая растительность 60 - 80% 6:15 - 8:20 мин/км
трудно пробегаемая растительность 20 - 60% 8:20 - 25:00 мин/км
трудно проходимая растительность 0 - 20% > 25:00 мин/км

401 Открытое пространство

Поля, луга, пашни, покосы и т. п. без деревьев или кустарников, легко пробегаемые. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый.

402 Полуоткрытое пространство

Луга с отдельно стоящими деревьями или кустами, легко пробегаемые. Площади, занимающие меньше 10 мм 2 в масштабе карты, показываются знаком 401 знаками 418 - 420 . Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый (20 линий/см).

403 Неудобь

Пустоши, вырубки, лесопосадки (высота деревьев до 1 метра) или другие открытые пространства с неудобной для бега поверхностью (растительностью), такой как вереск, высокая трава или мелкие сучки на вырубках. Знак может комбинироваться со знаком 407 или для отображения изменения условий пробегаемости.

Цвет: жёлтый 50% (60 линий/см).

404 Неудобь с редколесьем

Редколесье по неудобице. В случаях когда группы растительности, показываемые белым или зелёным цветом, сливаются,- такие группы обобщаются и показываются регулярным рисунком, состоящим из больших белых точек на желтом фоне. Площади, занимающие меньше 10 мм 2 в масштабе карты, показываются знаком 403 . Отдельные деревья могут быть добавлены знаками 418 - 420 .

Цвет: жёлтый 70% (60 линий/см), белый 48,5% (14,3 лин/см).

405 Лес: легко пробегаемый

Типичный для данной местности лес, хорошо пробегаемый. Если в районе нет хорошо пробегаемого леса, то на карте не должно быть белого цвета.

Цвет: белый.

406 Лес: медленно пробегаемый

Густой лес с низкой видимостью, снижающий скорость бега до 60 - 80% от нормальной.

Цвет: зелёный 30% (60 линий/см).

407 Подлесок: медленно пробегаемый

Густой подлесок, не ограничивающий видимость (ежевика, вереск, низкорослый кустарник), а также валежник или срубленные ветки, снижающие скорость бега до 60 - 80% от нормальной. Возможно использование этого знака в комбинации со знаками 406 или .

Цвет: зелёный 14,3% (11,9 линий/см).

408 Лес: трудно пробегаемый

Густой лес с низкой видимостью, снижающий скорость бега до 20 - 60% от нормальной.

Цвет: зелёный 60% (60 линий/см).

409 Подлесок: трудно пробегаемый

Густой подлесок, не ограничивающий видимость (ежевика, вереск, низкорослый кустарник), а также валежник или срубленные ветки, снижающие скорость бега до 20 - 60% от нормальной. Возможно использование этого знака в комбинации со знаками 406 или .

Цвет: зелёный 28,6% (23,8 линий/см).

410 Непроходимая растительность

Густой лес или подлесок снижающие скорость бега до 0 - 20%.

Цвет: зелёный.

411 Лес, пробегаемый в одном направлении

В случаях, когда лес хорошо пробегается в одном направлении, но снижает скорость бега в других направлениях, белые полосы на зелёном фоне показывают направление, в котором бежать легко.

Цвет: зелёный, белый.

412 Сад

Плантации плодовых деревьев или кустарников. Зелёные точки могут показывать направление рядов. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый, зелёный 25% (12,5 линий/см).

413 Виноградник

Зелёные линии могу быть ориентированы в направлении посадок. Если жёлтый цвет становится доминирующим, возможна замена заливки на точечную сетку 75%.

Цвет: жёлтый, зелёный.

414 Чёткая граница культивируемых участков

Граница обрабатываемых участков, если она не совпадает с другими знаками (ограда, дорога, насыпь и т. п.). Постоянная граница между двумя видами обрабатываемой земли также может быть показана этим знаком.

Цвет: чёрный.

415 Пашня

Пашни с сезонными границами посевов могут быть показаны чёрными регулярными точками.

Цвет: жёлтый 100%, чёрный 5% (12 линий/см).

416 Чёткая граница растительности

Чёткая кромка леса или граница пород леса.

Цвет: чёрный

417 Нечёткая граница

Нечёткая граница между видами растительности показывается только сменой цвета без граничной линии.

418, 419, 420 Специальные объекты растительности

Использование этих знаков для показа внемасштабных объектов растительности должно быть пояснено в легенде карты.

Цвет: зелёный.


4.5 Искусственные объекты

Дороги имеют большое значение для спортсменов и поэтому дорожная сеть, несомненно, должна быть отображена на карте. Особенно важно для спортсменов отображение мелких троп. Важно показать не столько ширину дороги или тропы, сколько то, насколько она удобна для бега, и то, как хорошо она видна на местности. Остальные объекты антропогенного происхождения также являются хорошими ориентирами и точками для постановки КП.

501 Автострада

Шоссейная дорога с разделительной полосой. Ширина знака показывается в масштабе карты, но не уже, чем указанные минимальные размеры. Внешняя граница может быть заменена знаками , , или , если какой либо из этих знаков должен быть показан так близко, что сольется с чёрной линией края дороги. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

502 Шоссе

Шоссейная дорога шириной более 5 метров. Ширина показывается в масштабе карты, но не уже указанного минимума. Внешняя граница может быть заменена знаками , , или , если какой либо из этих знаков должен быть показан так близко, что сольется с чёрной линией края дороги. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

Цвет: чёрный и коричневый 50% (60 линий/см).

503 Узкое шоссе

Шоссе или асфальтированная дорожка, шириной 3 - 5 метров. Пространство между чёрными линиями заполняется коричневой точечной сеткой (50%). Реконструируемые и строящиеся дороги могут быть показаны прерывистой линией.

Цвет: чёрный и коричневый 50% (60 линий/см).

504 Улучшенная дорога

Автодорога с улучшенным покрытием пригодная для движения в любое время года. Ширина менее 3 метров.

Цвет: чёрный.

505 Грунтовая дорога

Плохо обслуживаемая дорога пригодная только для медленной езды на машине. Ширина менее 3 метров.

Цвет: чёрный.

506 Тропа

Широкая пешеходная тропа или старая дорога, хорошо видимые на местности.

Цвет: чёрный.

507 Тропинка

Узкая тропа или лесная дорожка, которые могут повысить скорость бега.

Цвет: чёрный.

508 Исчезающая тропинка

Пропадающая тропа или лесная дорога.

Цвет: чёрный.

509 Узкая просека

Чёткая просека шириной менее 5 метров. Просека в лесу (обычно в густом), не имеющая тропы или дороги по ней. В случаях, когда по просеке имеется дорога или тропа, следует использовать знаки или соответственно.

Цвет: чёрный.

510 Чёткий перекресток

В случаях, когда развилки или перекрестки чётко видны на местности, то штрихи знаков соединяются или пересекаются в этих точках.

Цвет: чёрный.

511 Нечёткий перекресток

В случаях, когда развилки или перекрестки чётко не видны на местности, то штрихи знаков разрываются в этих точках.

Цвет: чёрный.

512 Пешеходный мостик

Пешеходный мостик без тропы.

Цвет: чёрный.

513 Переправа с мостом

Показывается штрихом знака дороги или тропы поперёк водной преграды.

Цвет: чёрный.

514 Переправа без моста

Если в месте пересечения дороги или тропы через реку, ручей или канаву нет моста, то пунктир дороги или тропы разрывается в этом месте.

Цвет: чёрный.

515 Железная дорога

Железнодорожное полотно, трамвайные пути, узкоколейка и т. п.

Цвет: чёрный.

516 Линия электропередачи

ЛЭП, канатная дорога или подъёмник. Поперечные штрихи показывают места опор.

Цвет: чёрный.

517 Линия электропередачи на высоких опорах

Расстояние между линиями может показывать ширину ЛЭП. Поперечные штрихи показывают места опор.

Цвет: чёрный.

518 Туннель

Пересечение дорог, дорог с водными преградами и т. п. Также показываются туннели, к которым не подходят дороги или тропы.

Цвет: чёрный.

519 Каменная стена

Каменная стена или облицованный камнем вал (насыпь)

Цвет: чёрный.

520 Разрушенная каменная стена

Может быть показана прерывистой линией.

Цвет: чёрный.

529 Территория с покрытием

Территории с асфальтовым или другим покрытием. Используются для парковок и других целей.

Цвет: черный и коричневый 50% (60 линий/см)

530 Развалины

Показываются в плане, если это возможно в масштабе карты. Очень маленькие объекты могут быть показаны сплошной линией.

Цвет: чёрный.

531 Стрельбище

Стрельбище показывается специальным предупреждающим знаком. Прилегающие строения показываются отдельно.

Цвет: чёрный.

532 Могила

Чётко видимое захоронение с камнем или другим знаком. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. Знак ориентируется на север. Кладбище может быть показано симметрично расположенными значками по всей его территории.

Цвет: чёрный.

533 Трубопровод

Трубопровод (газ, вода и т. п.) на поверхности, который можно пересечь в любом месте (сверху или снизу).

Цвет: чёрный.

534 Трубопровод непреодолимый

Любой трубопровод, который является непреодолимым для спортсменов.

Цвет: чёрный.

535 Высокая башня

Высокая башня или пилон, возвышающиеся над окружающим лесом. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака.

Цвет: чёрный.

536 Маленькая башня

Охотничья вышка или насест и т. п.

Цвет: чёрный.

537 Пилон

Пилон, мемориальный камень или граничный знак высотой больше 0,5 метра.

Цвет: чёрный.

538 Кормушка

Кормушка на специальном строении или на дереве. Центр объекта совпадает с центром тяжести знака. В некоторых случаях могут не отображаться.

Цвет: чёрный.

539, 540 Специальные искусственные объекты

Использование знаков должно быть пояснено в легенде карты.

Цвет: чёрный.


4.6 Технические знаки

Технические знаки являются существенными для любого типа карт.

601 Линии магнитного меридиана

Располагаются на карте с интервалом 33,33 мм, что соответствует 500 метрам в масштабе 1: 15 000. На картах в других масштабах эти линии располагаются с интервалом кратным круглому количеству метров (50 м, 100 м, 250 м) и наносятся на карту на расстоянии в промежутке между 20 и 40 мм. Линии магнитного меридиана могут быть разорваны в местах пересечения с мелкими деталями карты (валуны, бугры, скалы, слияния ручьев, концы троп и т. п.) На картах с малым количеством объектов отображаемых голубым цветом, линии магнитного меридиана могут быть показаны голубыми линиями.

Цвет: чёрный (голубой).

602 Контрольные метки

По меньшей мере, три контрольных метки должны быть показаны на полях карты. Причём места нанесения меток должны быть асимметричны. Кроме того, возможно нанесение рисунка для контроля совмещения цветов.

Цвет: все цвета, используемые при печати данной карты.

603 Отметки высот

Отметки высот могут быть даны для облегчения грубой оценки перепада высот в районе карты. Значение отметок округляются до целых метров. Надписи ориентируются. Урезы воды даются на голубом фоне.

Цвет: чёрный.


4.7 Знаки для нанесения элементов дистанции

Элементы дистанции должны быть нанесены на карту типографским способом, по крайней мере, для участников элитных групп. Для остальных категорий участников возможно нанесение дистанций вручную. Размеры соответствуют для всех масштабов карт.

701 Старт

Место старта или место выдачи карт (если они не совпадают) показывается правильным треугольником, ориентированным в направлении первого КП. Центр треугольника показывает точку старта (начала ориентирования).

Цвет: пурпурный.

702 Контрольный пункт

КП обозначается кругом. Центр круга совпадает с точкой постановки КП. Сегмент круга не должен закрывать мелкие детали карты.

Цвет: пурпурный.

703 Номер контрольного пункта

Номер КП располагается рядом со знаком КП таким образом, чтобы не закрывались детали карты. Цифра ориентируется на север.

Цвет: пурпурный.

704 Линия

Линии, соединяющие элементы дистанции в порядке прохождения, не должны закрывать мелкие элементы карты.

Цвет: пурпурный.

705 Маркированные участки

Показываются на карте пунктирной линией.

Цвет: пурпурный.

706 Финиш

Показывается двумя концентрическими окружностями.

Цвет: пурпурный.

707 Запретная линия

Линия, которую запрещено пересекать во время соревнований.

Цвет: пурпурный.

708 Проход

Место возможного пересечения различных преград во время соревнований.

Цвет: пурпурный.

712 Первая помощь

Пункт первой помощи.

Цвет: пурпурный.

713 Пункт питания

Пункт питания, не совпадающий с КП.

Цвет: пурпурный.