Ирина Кириллова
Создание условий для проведения зимних прогулок, игр и забав на территории детского сада

Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период .

При организации прогулок в зимний период возрастает травмо- опасность, поэтому в первую очередь следует вспомнить некоторые правила охраны жизни и здоровья детей в зимний период :

Требования безопасности перед началом прогулки

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки . Плотный слой снега следует рыхлить, что позволит не допускать наличия в снегу опасных для детей предметов : сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла, пластиковых летних ограждений клумб, частей сломанного детского игрового инвентаря (лопаток, ведерок, ледянок и т. п.) . До наступления снегопада следует еще раз проверить , все ли ямки на территории детского сада засыпаны , колодцы закрыты тяжелыми крышками. Провести внимательный осмотр крыш всех построек на предмет наличия снежных наносов и сосулек

Участки и спортивная площадка, дорожки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо должны быть очищены от снега, льда и обработаны антигололедными средствами, к которым предъявляются особые требования, они должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений участка и почвы.

Всё оборудование на участках (малые формы, физкультурные пособия) должно быть устойчивым, иметь прочные рейки, перила, не должно иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Должно отвечать возрасту детей и санитарным требованиям. Важно обеспечить должное хранение и правильную эксплуатацию игрового и спортивного инвентаря. Для этого на участке должно быть предусмотрено специальное хранилище или кладовая.

В зимний период воспитатель должен согласовать со старшей медицинской сестрой возможность выхода детей на прогулку в зависимости от состояния погодных условий , температуры воздуха, а также, должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям .

Педагогу следует напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение ДОУ, возвращаясь : не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.

Требования безопасности во время прогулки

В зимний период на прогулке воспитателю следует строго следить, чтобы дети не ели снег, сосульки, не касались открытыми частями тела металлических предметов.

Также в предварительных или ситуативных беседах надо разъяснять детям опасность простудных, вирусных заболеваний и кишечных инфекций.

Сотрудники обязаны постоянно следить за детьми, не оставлять детей без присмотра, не доверять временный присмотр за детьми посторонним людям и даже родителям.

При организации прогулок , экскурсий за пределы участка д\с (в случае отсутствия запрета по антитеррористической безопасности ) необходимо :

Знать точное количество детей;

Заранее определить место, куда пойдут дети;

Заранее пройти весь маршрут следования;

Сообщить администрации о предстоящем мероприятии;

В помощь педагогу направить ещё кого-либо из сотрудников дошкольного учреждения;

Избегать прогулок по оживленным многолюдным улицам, а также магистралям с интенсивным движением транспорта.

При организации прогулок , следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года :

Обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей (иметь для детей сменную одежду) ;

Травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;

Травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;

Травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

Травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами) ;

Намокание детской одежды и обуви ;

Заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

Чтобы избежать всех вышеперечисленных ситуаций с наступлением холодного периода года необходимо :

Одевать детей в соответствии с температурными условиями ; не допускать переохлаждения или перегревания организма детей;

Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви ;

По возвращении с прогулки снимать с детей мокрые вещи и просушивать

При усилении мороза и ветра во время прогулки детей отводить в помещение детского сада или на закрытые веранды;

Не допускать статичного положения детей во время прогулок и катания на ледяных дорожках, горках, санках и лыжах.

При проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок , смену видов деятельности воспитанников; ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 ч; прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;

Сократить продолжительность прогулки , если температура воздуха ниже –15 °С и скорость ветра более 7 м/с

Отменить прогулку если температура воздуха ниже -15 °С и скорость ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с;

Во время прогулки с детьми проводить игры и физические упражнения; подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ с учетом сезона;

Чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки ) для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда.

Правильно организовывать деятельность детей на прогулке , создавать необходимые условия для физических упражнений, веселых игр и развлечений.

Для прыжков, упражнений на равновесие необходимо сделать снежные валы, для метания – нарисовать мишени. Постараться сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят.

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время таких движений.

ПРАВИЛА КАТАНИЯ ПО ЛЕДЯНЫМ ДОРОЖКАМ

Кататься в одном направлении

Кататься с интервалом

Быстро уходить с дорожки после скольжения

Не перебегать ледяную дорожку

ПРАВИЛА КАТАНИЯ С ГОРКИ

Не кататься на ногах

Кататься по очереди

Съезжать вниз с интервалом

Быстро уходить с дорожки после того, как съехал с горки

Тормозить в случае неожиданного появления препятствий

ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ

Лыжи не должны иметь сучков, трещин, расщеплений, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепления у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают

У старших крепление полужесткое, носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3 – 4 см.

Ботинки должны быть на1 – 2 размера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной

При ходьбе на лыжах необходимо соблюдать правила : идти соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции.

Во избежание травм необходимо также соблюдать требования к использованию инвентаря и игрового оборудования на участке :

Весь инвентарь должен быть исправен;

Детям до 6–7 лет разрешается переносить груз не более 2 кг; лейку, воду в ведрах до 2–2,5 л и работать не более 10 мин;

Запрещается использовать инвентарь для взрослых (лопаты, метлы и др.) ;

Размеры оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на участках должны соответствовать требованиям СанПиН (приложения 1, 2) ;

Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные и т. д.) .

Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой :

Обеспечить контроль и непосредственную страховку педагогом воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках, катания с горки, ходьбе на лыжах.

Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;

Не допускать, чтобы при скатывании с горки (на санках, на ледянках ит. п.) дети садились спиной к скату;

Следить, чтобы дети знали правила передвижения и транспортировки лыж к месту проведения занятий (лыжи переносят, положив на плечо, острыми концами назад)

Требования безопасности по окончании прогулки

Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).

Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега.

- проверить , как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.

Организовать выполнение гигиенических процедур : посещение туалета, мытье рук с мылом.

Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви.

Привести в порядок выносной материал, орудия труда (очистить от, снега) .

Вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки, орудия труда.

Создание условий для проведения зимних игр и забав на территории ДОУ

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе . И зима - не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки , они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Подберите специальные игры, задания, забавы , подходящие для зимних условий . Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки : горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом : лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек.

Обратите внимание на то, чтобы все дети были вовлечены в игру : она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия :

В деятельности должны принимать участие все дети;

Не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство) ;

В игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);

Игры со снегом следует проводить в теплую погоду , когда снег мягкий;

- зимние игры , забавы , развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Прежде всего, следует создать условия на каждом участке для каждой возрастной группы.

Снежные валы

На каждом участке должны быть снежные постройки. Для подготовки, их создания снег сгребается с середины участка, создаются валы по его периметру. Середина участка, свободная от снега и от построек, тщательно утрамбовывается. Из снежных валов можно сформировать :

Площадку для тренировки равновесия - вершина срезана горизонтально, шириной до 40 см, высота 30 см.

Валы для игры в прятки и снежки : вершина скруглена, высота от 50 до 70 см. (могут иметь форму змеи, дракона, крокодила) .

Сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа : обязательно должны иметь какую-то цель, служить для развития движений, не являться просто украшением участка.

Главное требование при создании построек - безопасность детей. Поэтому, если при постройке снежных фигур используется каркас, не должно быть острых торчащих частей. Снежные постройки должны быть мощными, устойчивыми. Если используются краски, то они должны быть не химического, а растительного происхождения - пищевые красители, свекольный или морковный сок. Для эстетичного оформления участка можно использовать книгу Пантелеевой «Эстетика участка дошкольного учреждения» - М.: Просвещение, 1988.

На каждом участке должна быть горка : для младшего возраста высотой

1 м, длина ската 5-6 м; для старшего возраста - высотой от 1,5 до 2 м, длина ската более 6 м. ширина горки от 90 см до 1 м. По бокам ската и площадки - бортики высотой 20-30 см. На верху горки - горизонтальная площадка 1,5x2 м. Сзади - лестница с широкими ступенями 20-25 см ширины, чтобы ребенок стоял на них устойчиво. В течение недели горку поливают водой. Ступеньки посыпают снегом и песком.

На спортивной площадке должна быть горка высотой 2 м с длиной ската до 20 м.

Катки и ледяные дорожки

Ледяные дорожки на участках или по периметру территории детского сада . Для малышей : ширина 50 см, длина до 4 м. Для детей старшего возраста ширина дорожки - 40 см, длина от 4 до 8 метров, может быть каскад дорожек. При использовании дорожек обязательно соблюдение инструкций по технике безопасности. Можно сделать дорожку на невысокой горке, высотой не более 50 см, длина ската 5 метров. При обучении детей скольжению на ледяной дорожке нужно соблюдать особую осторожность. Малышей сначала учат просто переступать по дорожке. Можно привлечь самых ответственных старших детей. Они по двое берут малыша за руки и прокатывают его по дорожке. Можно использовать шнур. Малыш держится за него двумя руками, старшие дети равномерно тянут за концы и прокатывают малыша по дорожке.

Для более безопасного обучения младших детей скольжению можно сделать на участках снежные дорожки. Для этого на выбранном участке шириной 50 см, длиной до 4 м снег утрамбовывается и раскатывается ледянками.

На спортивной площадке можно организовать каток, размер которого зависит от места расположения и составляет 5 на 10 метров или 10 на 20 метров.

Хоккейная коробочка на площадке может быть и небольшая : шириной от 5 метров, длиной от 10 ветров. Ворота шириной 1,5 метра. Площадка для игры в хоккей хорошо утрамбовывается.

Условия для ходьбы на лыжах

Для прокладывания лыжни выбирается место вдоль забора или спортивной площадки в безопасном месте. Трассу прокладывает взрослые человек более широкими лыжами, в младших группах она прямая, в старших - имеет небольшие горки, спуски, повороты. Вдоль трассы прокладываются ориентиры (кегли, кубики, флажки и пр.) . Длина трассы в младших группах 30-40 метров, в старших – до 80 метров.

На участке также могут быть :

Снежный лабиринт - с шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м.

Стенка-мишень из снега, ширина 30 см, высота в рост ребенка. В мишени делаются сквозные отверстия в виде геометрических фигур.

Тоннели для лазания, подлезания длиной 2-2,5 м. Для их сооружения обязательно нужен каркас. Для подлезания используется также дуга-воротца.

Варианты планирования содержания работы воспитателей с детьми в период проведения недели «зимних игр и забав » и в зимний период в разных возрастных группах ДОУ.

Планирование содержания работы воспитателя начинается с подготовки участка для проведения прогулок в зимний период и создания условий для активной деятельности детей, подготовки яркой наглядной информации для родителей в группе и на сайте.

План работы с детьми следует разнообразить интересными формами организации детской деятельности :

-зимние праздники ;

-зимние развлечения на участке, физкультурные досуги;

Катание на санках, ледянках, снегоходах; ходьба на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам; игры с элементами хоккея;

Различные эстафеты и подвижные игры;

Конкурсы оформления зимних участков и снежных построёк;

Сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;

Игры со снежками;

Лепка из снега;

Рисование на снегу;

Наблюдения за живой и неживой природой; кормление птиц;

Опыты и экспериментирование со снегом, льдом и водой;

- создание ледышек и составление узоров из них;

Выставки детских рисунков ;

Дни здоровья.

Тематические дни (например, «День сказки» и др.);

Труд на участке - участие в создании снежных построек , их ремонт;

Чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;

Развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;

Воспитатель Кушнаренко Я.В.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, веселых игр и развлечений. Зима дарит детям особенные радости, забавы на снегу, на льду.

        Ледяные дорожки . Скольжение по ледяным дорожкам - один самых доступных видов спортивной деятельности. Игры и упражнения на ледяных дорожках - эффективное средство, стимулирующее двигательную активность, улучшающее состояние здоровья и общую физическую подготовленность. Прежде всего благотворные изменения происходят в развитии органов дыхания. Ребенок, двигаясь по ледяной дорожке, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Постоянно чередуются напряжения и расслабления мышц ног, что положительно влияет на укрепление свода стопы. Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений. Начать обучение катанию по ледяным дорожкам можно держась за руку взрослого. Когда ребенок будет чувствовать себя на льду более уверенно, можно приступать к усложнениям.

Упражнения:  

1. Проехать, удерживая равновесие с разными положениями рук.

2. Проехать с приседанием в конце дорожки.

3. Проехать боком.

4. Проехать в приседе с выпрямлением в конце дорожки.  

        Катание на санках. Катание на санках - занятие не только приятное и любимое детьми всех возрастов, но еще и полезное. Ведь, как известно, любишь кататься - люби и саночки возить.
Такая зарядка на свежем морозном воздухе - хорошая тренировка мышечной и дыхательной систем. А съезжая с крутой горки, ребенок не только получает заряд веселья и хорошего настроения, но и учиться преодолевать страх, а значит воспитывает характр.

Упражнения:

1. Проехать лежа на животе, отталкиваясь ногами.

2. Проехать лежа на животе, отталкиваясь руками.

3. Проехать боком, отталкиваясь ногами.

4. Проехать между предметами, отталкиваясь ногами.

5. Спуск с горы.

        Катание на лыжах . Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность,
помогает упражнять в балансировании тела и быстром беге, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод - прекрасный возбудитель мышц и средство закаливания, поскольку движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу легких. Лыжные занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка.

Упражнения :

1. Ступающий шаг.

2. Скользящий шаг.

3. Попеременный двухшажный шаг.

4. Поворы на месте.

5. Повороты в движении.

6. Подъем на горку прямо.

7. Подъем на горку лесенкой.

8. Спуск с горки.

       
Хоккей. Хоккей является эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность.

Упражнения:  

1. Ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы.

2. Прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживая ее.

3. Ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними.

4. Попадание шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.

        Постарайтесь, чтобы ребенок получал удовольствие от зимы, и как можно раньше объясните ему, что если выпал снег, это вовсе не означает, что он должен оставаться дома.

Используемая литература

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей;

2. Сулим Е.В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет.

Значение

Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические уп­ражнения на открытом воздухе зимой, способствует предупрежде­нию заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности.

При правильно организованном занятии соз­даются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, дисциплинированности, самостоя­тельности, активности) и проявления волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т. д.).

Упражнения вы­полняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что спо­собствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равнове­сие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся пре­пятствия - двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.

Техника скольжения по ледяным дорожкам включает в себя разбег, отталкивание, скольжение.

Разбег . При разбеге движения рук согласовываются с движе­ниями ног, туловище несколько обращается вперед. Руки слегка сог­нуты в локтях, кисти расслаблены, пальцы легко согнуты, стопа ста­вится с перекатом с пятки на носок. Скорость при разбеге нараста­ет постепенно и достигает предельной величины к моменту оттал­кивания.

Отталкивание . В начале обучения отталкивание осуществляется той ногой, которой ребенку более удобно. На этапе углубленного разучивания целесообразно отталкиваться поочередно то правой, то левой ногой. Место отталкивания можно отметить каким-нибудь предметом: кубиком, кеглей и т. д. Дети обучаются отталкиваться после разбега без замедления темпа и остановки.

Скольжение. После разбега и толчка одной ногой другая нога выносится вперед и вес тела переносится на нее. Скольжение осу­ществляется на обеих ногах без отрыва их от льда. Руки свободно опущены вдоль туловища или выносятся вперед. Скорость скольже­ния постепенно снижается, и в конце дорожки ребенок начинает бе­жать короткими шагами.

Вначале малыши пробуют пройти по утрамбованному снегу, а потом - по короткой ледяной дорожке, передвигая ноги по льду. При необходимости воспитатель поддерживает ребят за руки или плечи. Важно, чтобы дети почувствовали качество льда, учились сохранять равновесие. Сначала воспитатель берет малыша за руки и прокатывает по недлинной дорожке. К концу зимы дети 3 - 4 лет уже в состоянии самостоятельно скользить по недлинной дорожке. Воспитатель наблюдает, подбадривает детей, подсказывает, как правильно делать движения, побуждает проявлять смелость, лов­кость, самостоятельность.



В старшей группе дети учатся энергично разбегаться по снегу и скользить как можно дальше по длинной дорожке. Им предлагают­ся дополнительные, более сложные задания: при скольжении зало­жить руку за спину, за голову, положить на плечи, сделать 2 - 3 пружинистых приседания, присесть и проскользить в приседе до кон­ца дорожки и т. д.

Для старших детей можно залить дорожку длиной 8 - 10 м, ши­риной 50 - 60 см. Детям нравятся сложные задания на ловкость: поворачиваться кругом, скользить на одной ноге, ставить ноги па­раллельно, приседать и скользить в приседе, ловить брошенный предмет и т. д.

Детям этого возраста уже доступно скольжение с не­высокой горы. Скатываются дети скользя на ногах в приседе или си­дя на деревянных кругах, сделанных специально для этого.

Нельзя разрешать детям кататься сидя на пальто. Воспитатель следит, что­бы дети спускались с горы по очереди, не толкались, играли дружно, без ссор. Он должен уметь в любую минуту оказать всем воспитан­никам помощь: несмелого поддержать в начале или в конце спу­ска, более ловкому предложить новый способ движения, наблю­дать за состоянием играющих и соответственно регулировать на­грузку.

Скатываясь с горы, старшие дошкольники могут выполнять ин­тересные задания, воспитывающие ловкость, смелость и решитель­ность, например: поднимать положенный на горе кубик, скользить вдвоем-втроем, «поездом», попадать снежком в цель и т. д.

Катание на санках . С трех лет дети возят санки, перевозят кукол, игрушки, снег, с помощью педагога катаются с невысокой горки. Съезжая с горки, дети ставят ноги на полозья, держатся обеими руками за шнур, натягивая его перед собой, при этом слегка отклоняются назад. Старшие дошкольники съезжают с горки не только по одному, но и по двое. Они садятся на санки вплотную друг за другом и ставят ноги на полозья. Сидящий впереди держится за шнур, натягивая его, а сидящий сзади держится руками за товарища. При повторном спуске меняются местами. Спуск с горок может усложняться выполнением разных заданий, направленных на воспитание ловкости: проехать в «воротца» из лыжных палок, в конце спуска выполнить поворот в обозначенное место, метнуть снежок в дерево. Катание с горок чередуется с катанием на ровном месте.

3 .Методика обучения скольжению по ледяным дорожкам

Скольжение по ледяным дорожкам . С пяти лет дети осваивают скольжение по наклонной и горизонтальной дорожке после разбега (длина дорожки - 6-8 м). Они энергично разбегаются по снегу, отталкиваются у начала дорожки, а затем скользят по льду. Педагог объясняет и показывает детям, что длительность скольжения зависит от скорости разбега и энергичности отталкивания. В момент скольжения дошкольники учатся выполнять разные задания: скользить, поставив руки на пояс, выполнять ритмичные приседания, сбивать ногами льдинки. Выполнение скольжения формирует у ребенка функцию равновесия, умение ориентироваться в пространстве.