- (МОК), высший постоянно действующий орган современного Олимпийского движения (смотри в статье Олимпийские игры). Основан в 1894 по инициативе П. де Кубертена; в составе МОК свыше 90 членов … Современная энциклопедия

    - (МОК) высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. в ст. Олимпийские игры). Создан в 1894 по инициативе П. де Кубертена. В 1994 в составе МОК 100 членов (св. 70 стран). МОК признал св. 170 национальных олимпийских… … Большой Энциклопедический словарь

    МОК высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. в ст. Олимпийские игры). Создан в 1894 по инициативе Пьера де Кубертена. В 1994 в составе МОК 100 членов (св. 70 стран). МОК признал св. 170 национальных олимпийских… … Политология. Словарь.

    Международный Олимпийский Комитет - (МОК), высший постоянно действующий орган современного Олимпийского движения (смотри в статье Олимпийские игры). Основан в 1894 по инициативе П. де Кубертена; в составе МОК свыше 90 членов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Международный олимпийский комитет - (МОК), высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. Олимпийские игры). Создан в 1894 по инициативе П. Де Кубертена. В 1997 в составе МОК 100 членов (свыше 70 стран). МОК признал около 200 национальных олимпийских… … Энциклопедический словарь

    Международный олимпийский комитет - Tarptautinis olimpinis komitetas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Nuolat veikianti tarptautinė nevyriausybinė, nepriklausoma, pelno nesiekianti sporto organizacija; aukščiausiasis valdantysis olimpinio sąjūdžio organas… … Sporto terminų žodynas

    Международный Олимпийский Комитет

    Международный Олимпийский комитет - Запрос «МОК» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эмблема МОК Международный олимпийский комитет (сокр. МОК) международная организация, созданная 23 июня 1894 в Париже бароном Пьером де Кубертеном для возрождения Олимпийских игр и… … Википедия

    Международный олимпийский комитет - (МОК) высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем… … Большая советская энциклопедия

    Международный олимпийский комитет - Междунар одный олимп ийский комит ет (МОК) … Русский орфографический словарь

Книги

  • Международный олимпийский комитет и Олимпийская система. Управление мировым спортом , Жан-Лу Шаппле, Бренда Кюблер-Мабботт. Что такое Олимпийские игры, знают все. Но кто и как организует этот всемирный праздник спорта, каковы функции Международного олимпийского комитета и чем он отличается от оргкомитета… Купить за 2199 грн (только Украина)
  • Международный олимпийский комитет и олимпийская система. Управление мировым спортом , Шаппле Ж.. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, руководителей и сотрудников спортивных федераций, союзов и клубов, спортивных журналистов, а также тех, кому интересен спорт в самых…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


Междунаро́дный олимпи́йский комите́т (сокр. МОК , фр. Comité international olympique , англ. International Olympic Committee ) - международная организация, созданная для возрождения Олимпийских игр и пропаганды олимпийского движения. Штаб-квартира комитета находится в Лозанне , Швейцария .

Миссия и роль МОК

Роль МОК - руководство олимпийским движением и развитие Олимпийских игр, в соответствии с Олимпийской хартией . МОК поощряет организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр.

МОК принадлежат все права на Олимпийские игры. В то же время, функции организации проведения Олимпийских игр осуществляет не МОК, а Организационный комитет, созданный в стране проведения игр.

Финансирование МОК

Единственный источник финансирования МОК - это частный сектор. Большая часть средств поступает от телевизионных компаний и спонсоров. Благодаря этим партнерам МОК может существенно помогать организации Олимпийских игр, ежегодной деятельности национальных олимпийских комитетов и международных спортивных делегаций.

По состоянию на начало 2010 года, МОК получает доходы от продажи прав на трансляцию Олимпийских игр (53 % от общего объёма), от спонсоров (34 %), от продажи билетов (11 %) и от лицензирования (2 %). Выручка МОК в 2008 году составила $2,4 млрд.

Процесс принятия решений в МОК

Члены МОК

Членами МОК, вопреки распространенному заблуждению, являются не национальные олимпийские комитеты, а физические лица в количестве не более 115 человек, из которых 70 членов не связаны с какой-то определенной должностью или видом деятельности, 15 членов являются действующими спортсменами, 15 членов представляют международные спортивные федерации или их ассоциации и 15 членов представляют национальные олимпийские комитеты или их ассоциации. Долгое время членами МОК были только мужчины, женщины впервые были избраны членами МОК лишь в 1981 году .

Национальные олимпийские комитеты действуют на основе признания МОК. По состоянию на начало 2016 года всего насчитывается 206 национальных олимпийских комитетов, признанных МОК. Из них 193 представляют государства-члены ООН , а ещё 13 (Американское Самоа , Аруба , Бермудские Острова , Британские Виргинские острова , Виргинские Острова (США) , Гонконг , Гуам , Острова Кайман , Острова Кука , Государство Палестина , Пуэрто-Рико , Республика Косово , Китайский Тайбэй) представляют другие территории с различным статусом. Национальные олимпийские комитеты всех признанных ООН государств имеют и признание МОК. Каждый из национальных олимпийских комитетов подчиняется своим континентальным олимпийским ассоциациям:

  • Африка - ANOCA (англ. Association of National Olympic Committees of Africa - Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки)
  • Америка - PASO (англ. Pan American Sports Organisation - Панамериканская спортивная организация)
  • Азия - OCA (англ. Olympic Council of Asia - Олимпийский совет Азии)
  • Европа - EOC (англ. European Olympic Committees - Европейские олимпийские комитеты)
  • Океания - ONOC (англ. Oceania National Olympic Committees - Национальные олимпийские комитеты Океании)

Исполнительный комитет МОК

Должность Имя Страна
Президент Бах, Томас Германия Германия
Вице-президент Эль-Мутавакель, Наваль Марокко Марокко
Вице-президент Риди, Крейг Великобритания Великобритания
Вице-президент Коутс, Джон Австралия Австралия
Вице-президент Цайцин Ю КНР КНР
Генеральный директор Кеппер, Кристоф де Бельгия Бельгия
Член Ву Чин-куо Китайская Республика Китайская Республика
Член Фазель, Рене Швейцария Швейцария
Член Хики, Патрик Ирландия Ирландия
Член Бокель, Клаудиа Германия Германия
Член Самаранч, Хуан Антонио (младший) Испания Испания
Член Бубка, Сергей Назарович Украина Украина
Член Лухан, Вили Калтшмитт Гватемала Гватемала
Член Дефранц, Анита США США
Член Эрденер, Угур Турция Турция
Член Линдберг, Гунилла Швеция Швеция

Комиссии, комитеты и структуры МОК

Комиссия/комитет Название на английском Год создания Председатель
Исполнительный комитет IOC Executive Board 1921 Томас Бах
Комиссия спортсменов Athletes’ Commission 1981 Клаудия Бокель
Комиссия по взаимоотношениям спортсменов Athletes’ Entourage Commission Сергей Бубка
Комитет по аудиту Audit Committee Пьер-Оливье Бекерс-Вьёжан
Комиссия по коммуникациям Communications Commission Камил Эйрлингс
Координационная комиссия Рио-де-Жанейро-2016 Coordination Commission For Rio de Janeiro 2016 Наваль эль-Мутавакель
Координационная комиссия Пхёнчхан-2018 Coordination Commission For PyeongChang 2018 Гунилла Линдберг
Координационная комиссия Токио-2020 Coordination Commission For Tokyo 2020 Джон Коатс
Координационная комиссия Лиллехаммер-2016 Coordination Commission For The Lillehammer 2016 YOG Анджела Руджеро
Координационная комиссия Буэнос-Айрес-2018 Coordination Commission YOG Buenos Aires 2018 Фрэнк Фредерикс
Комиссия по культуре и олимпийскому наследию Culture and Olympic Heritage Commission Ламбис Николау
Delegate Members Delegate Members Патрик Хики
Комиссия по этике Ethics Commission 1999 Юссуфа Ндиай
Оценочная комиссия ЮОИ-2020 Evaluation Commission YOG 2020 Ян Ян (A)
Оценочная комиссия ЗОИ-2022 Evaluation Commission Olympic Winter Games 2022 Александр Жуков
Финансовая комиссия Finance Commission Ын Сер Мианг
Комиссия по выборам членов МОК IOC Members Election Commission Принцесса Анна
Представители МОК в исполкоме и Совете учредителей ВАДА IOC Representatives on the WADA Executive Committee and Foundation Board Крэйг Риди
Комиссия по правовым делам Legal Affairs Джон Коатс
Комиссия по маркетингу Marketing Commission Цунэкадзу Такэда
Комиссия по медицине и науке Medical And Scientific Commission Угур Эрденер
Комиссия по олимпийскому образованию Olympic Education Commission Филип Крэйвен
Комиссия по олимпийской программе Olympic Programme Commission Франко Карраро
Комиссия по олимпийской солидарности Olympic Solidarity Commission 1981 Ахмед аль-Фахад ас-Сабах
Комиссия по связям с общественностью и социальному развитию через спорт Public Affairs And Social Social Development Through Sport Марио Песканте
Комиссия «Спорт и активное общество» Sport And Active Society Commission 1983 Сэм Рамсами
Комиссия «Развитие и наследие» Sustainability and Legacy Commission 1995 Альбер II
Комиссия «Женщины в спорте» Women In Sport Commission 2004 Лидия Нсекера
Олимпийский канал Olympic Channel Лэрри Пробст
Olympic Channel Services S.A. (Швейцария) Olympic Channel Services S.A. Томас Бах
Olympic Broadcasting Services S.A. (Швейцария) Olympic Broadcasting Services S.A. Ричард Паунд

Президенты МОК

Все президенты МОК были европейцами, кроме Брендеджа.

Президенты Страна Годы президентства Примечания
Деметриус Викелас Греция -
Барон Пьер де Кубертен Франция Франция - и - Почетный Президент МОК с 1925 по 1937
Барон Годфруа де Блоне Швейцария Швейцария - (и. о.)
Граф Анри де Байе-Латур Бельгия Бельгия -
Зигфрид Эдстрём Швеция Швеция - (и. о. -)
Эвери Брендедж США США - Первый президент МОК, ранее участвовавший в Олимпийских играх как спортсмен
Лорд Майкл Моррис, 3-й барон Килланин Ирландия Ирландия -
Маркиз Хуан Антонио Самаранч Испания Испания - Почетный Президент МОК с 2001 по 2010
Граф Жак Рогге Бельгия Бельгия - Первый президент МОК, ранее неоднократно участвовавший в Олимпийских играх как спортсмен ( , и ). Почётный президент с 2013 года
Томас Бах Германия Германия с 2013 года Первый президент МОК, ранее ставший олимпийским чемпионом (1976, фехтование)

См. также

  • Международный олимпийский комитет в Викиновостях
    • (англ.) (фр.)

    Отрывок, характеризующий Международный олимпийский комитет

    – Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
    Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
    – Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
    Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
    Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
    Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
    Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
    Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
    – Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
    Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
    Это был порядок, склад обстоятельств.
    Порядок какой то убивал его – Пьера, лишал его жизни, всего, уничтожал его.

    От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной землей, и около ямы и столба полукругом стояла большая толпа народа. Толпа состояла из малого числа русских и большого числа наполеоновских войск вне строя: немцев, итальянцев и французов в разнородных мундирах. Справа и слева столба стояли фронты французских войск в синих мундирах с красными эполетами, в штиблетах и киверах.
    Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соображать. Он только мог видеть и слышать. И только одно желание было у него – желание, чтобы поскорее сделалось что то страшное, что должно было быть сделано. Пьер оглядывался на своих товарищей и рассматривал их.
    Два человека с края были бритые острожные. Один высокий, худой; другой черный, мохнатый, мускулистый, с приплюснутым носом. Третий был дворовый, лет сорока пяти, с седеющими волосами и полным, хорошо откормленным телом. Четвертый был мужик, очень красивый, с окладистой русой бородой и черными глазами. Пятый был фабричный, желтый, худой малый, лет восемнадцати, в халате.
    Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять – по одному или по два? «По два», – холодно спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.
    Чиновник француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников в прочел по русски и по французски приговор.
    Потом две пары французов подошли к преступникам и взяли, по указанию офицера, двух острожных, стоявших с края. Острожные, подойдя к столбу, остановились и, пока принесли мешки, молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника. Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке. Солдаты, торопясь руками, стали завязывать им глаза, надевать мешки и привязывать к столбу.
    Двенадцать человек стрелков с ружьями мерным, твердым шагом вышли из за рядов и остановились в восьми шагах от столба. Пьер отвернулся, чтобы не видать того, что будет. Вдруг послышался треск и грохот, показавшиеся Пьеру громче самых страшных ударов грома, и он оглянулся. Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что то делали у ямы. Повели других двух. Так же, такими же глазами и эти двое смотрели на всех, тщетно, одними глазами, молча, прося защиты и, видимо, не понимая и не веря тому, что будет. Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них их жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее.
    Пьер хотел не смотреть и опять отвернулся; но опять как будто ужасный взрыв поразил его слух, и вместе с этими звуками он увидал дым, чью то кровь и бледные испуганные лица французов, опять что то делавших у столба, дрожащими руками толкая друг друга. Пьер, тяжело дыша, оглядывался вокруг себя, как будто спрашивая: что это такое? Тот же вопрос был и во всех взглядах, которые встречались со взглядом Пьера.
    На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто жо это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?» – на секунду блеснуло в душе Пьера.
    – Tirailleurs du 86 me, en avant! [Стрелки 86 го, вперед!] – прокричал кто то. Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером, – одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Он со все возраставшим ужасом, не ощущая ни радости, ни успокоения, смотрел на то, что делалось. Пятый был фабричный в халате. Только что до него дотронулись, как он в ужасе отпрыгнул и схватился за Пьера (Пьер вздрогнул и оторвался от него). Фабричный не мог идти. Его тащили под мышки, и он что то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк. Он как будто вдруг что то понял. То ли он понял, что напрасно кричать, или то, что невозможно, чтобы его убили люди, но он стал у столба, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядываясь вокруг себя блестящими глазами.
    Пьер уже не мог взять на себя отвернуться и закрыть глаза. Любопытство и волнение его и всей толпы при этом пятом убийстве дошло до высшей степени. Так же как и другие, этот пятый казался спокоен: он запахивал халат и почесывал одной босой ногой о другую.
    Когда ему стали завязывать глаза, он поправил сам узел на затылке, который резал ему; потом, когда прислонили его к окровавленному столбу, он завалился назад, и, так как ему в этом положении было неловко, он поправился и, ровно поставив ноги, покойно прислонился. Пьер не сводил с него глаз, не упуская ни малейшего движения.
    Должно быть, послышалась команда, должно быть, после команды раздались выстрелы восьми ружей. Но Пьер, сколько он ни старался вспомнить потом, не слыхал ни малейшего звука от выстрелов. Он видел только, как почему то вдруг опустился на веревках фабричный, как показалась кровь в двух местах и как самые веревки, от тяжести повисшего тела, распустились и фабричный, неестественно опустив голову и подвернув ногу, сел. Пьер подбежал к столбу. Никто не удерживал его. Вокруг фабричного что то делали испуганные, бледные люди. У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть, когда он отвязывал веревки. Тело спустилось. Солдаты неловко и торопливо потащили его за столб и стали сталкивать в яму.
    Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления.
    Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
    Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
    Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
    – Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.

    После казни Пьера отделили от других подсудимых и оставили одного в небольшой, разоренной и загаженной церкви.
    Перед вечером караульный унтер офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. Не понимая того, что ему говорили, Пьер встал и пошел с солдатами. Его привели к построенным вверху поля из обгорелых досок, бревен и тесу балаганам и ввели в один из них. В темноте человек двадцать различных людей окружили Пьера. Пьер смотрел на них, не понимая, кто такие эти люди, зачем они и чего хотят от него. Он слышал слова, которые ему говорили, но не делал из них никакого вывода и приложения: не понимал их значения. Он сам отвечал на то, что у него спрашивали, но не соображал того, кто слушает его и как поймут его ответы. Он смотрел на лица и фигуры, и все они казались ему одинаково бессмысленны.
    С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. Это состояние было испытываемо Пьером прежде, но никогда с такою силой, как теперь. Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, – сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь – не в его власти.
    Вокруг него в темноте стояли люди: верно, что то их очень занимало в нем. Ему рассказывали что то, расспрашивали о чем то, потом повели куда то, и он, наконец, очутился в углу балагана рядом с какими то людьми, переговаривавшимися с разных сторон, смеявшимися.
    – И вот, братцы мои… тот самый принц, который (с особенным ударением на слове который)… – говорил чей то голос в противуположном углу балагана.

]

Длительное время Международный олимпийский комитет (МОК) и руководящие деятели международного олимпийского движения, опираясь на теорию «аполитичности спорта», изолировались от активной деятельности в защиту мира. Так, МОК не поддержал Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Сами рамки олимпийского движения в течение длительного времени препятствовали участию спортсменов-олимпийцев в активных выступлениях за мир, поскольку условия проведения Олимпийских игр в соответствии с их правилами запрещали любого рода политические акации. В 1967 г. Международный олимпийский комитет (МОК) впервые за всю историю принял Обращение к спортсменам всех стран с призывом выступить в защиту и во имя укрепления мира как единственного условия существования международного и национального спорта . Олимпийский конгресс, состоявшийся в Варне в 1973 г., проводился под девизом «Спорт на службе мира».

В последние годы в олимпийском движении предприняты новые шаги, направленные на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания, в реализации других гуманистических ценностей. Так, 25 октября 1993 г. на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования, т.е. единогласно, была принята резолюция об олимпийском перемирии, инициаторами которой выступило 121 государство. Тем самым впервые в истории олимпийского движения была объявлена широкомасштабная кампания в поддержку мира. 5 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН единогласно приняла резолюцию «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту», инициаторами которой выступило 141 государство. 6 ноября 1995 г. впервые в истории президент МОК Х.А. Самаранч выступил с трибуны ООН, праздновавшей свой полувековой юбилей. Это произошло во время дискуссии по теме «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту и олимпийским идеалам», состоявшейся в ходе 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В итоговой резолюции, проект которой зачитал двукратный олимпийский чемпион по гимнастике Барт Коннер, Генеральная Ассамблея ООН отметила вклад МОК в установление взаимопонимания между народами и укрепление мира на планете, а также призвала мировое сообщество соблюдать «олимпийское перемирие» во время Олимпийских игр. 25 ноября 1997 г. 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе МОК и при поддержке рекордного в истории ООН числа государств - 178 - приняла резолюцию, призывающую всех членов мирового сообщества соблюдать «олимпийское перемирие» во время XVIII зимних Олимпийских игр 1998 г. в Нагано. Начал функционировать международный центр «За олимпийское перемирие», создателями которого являются МОК и министерство иностранных дел Греции.

Активизирована деятельность в рамках программы «Олимпийская солидарность». В рамках этой программы МОК оказывает техническую и финансовую поддержку 200 национальным олимпийским комитетам, в том числе наименее обеспеченным, для дальнейшего развития олимпийского образования, спорта и культуры . Создан Международный олимпийский форум развития с целью выработки механизма консультаций и сотрудничества между развитыми странами, рассматривающими спорт как элемент программы технической помощи развивающимся странам, с одной стороны, и олимпийским движением, меж- и неправительственными организациями, с другой стороны. Вместе с верховным комиссаром ООН по делам беженцев МОК оказывал продовольственную помощь детям в Анголе, Боснии и Герцеговине и Руанде, а также спортивным оборудованием в лагерях беженцев из Косово, в Албании, республике Македония и других странах. МОК сотрудничает с программой развития ООН в борьбе с бедностью. В Камбодже, Эквадоре и Танзании совместно с организацией по обеспечению продовольствием и развитию сельского хозяйства ООН начата реализация спортивных и рекреационных проектов для бедных изолированных сообществ с большой долей молодежи среди населения. Наличие связи между развитием спорта и человеческим благополучием обусловило действия Генеральной Ассамблеи ООН, которая провозгласила 1994 г. - год столетней годовщины со дня создания Международного олимпийского комитета в «Международным годом спорта и олимпийского идеала».

В течение более полувека в олимпийском движении дискутировался вопрос о создании равных условий спортсменам разных стран в их подготовке к Олимпийским играм. В последние годы эта идея стала воплощаться в жизнь благодаря средствам «Олимпийской солидарности». Так, с 1989 г. МОК стал выплачивать стипендии спортсменам достаточно высокого класса из развивающихся стран, чтобы они могли планомерно готовиться за границей к Олимпийским играм. 158 стипендиатов «Олимпийской солидарности» выступали на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, и четверо из них стали олимпийскими чемпионами, еще 14 завоевали медали. Не менее впечатляющими выглядят данные об оказании помощи спортсменам, готовившимся к XVIII зимним Олимпийским играм 1998 г. в Нагано. Стипендии «Олимпийской солидарности» выплачивались 346 атлетам. 220 из них прошли предолимпийский отбор и выступили в Нагано. Четверо завоевали медали, еще 37 получили Олимпийские дипломы, заняв места с четвертого по восьмое. Тем самым МОК, допустивший к участию в Олимпийских играх профессионалов, вместе с тем делает все возможное, чтобы Олимпийские игры были по-настоящему универсальными и чтобы максимальное число атлетов могло бороться за олимпийские награды.

Международный олимпийский комитет (МОК) сделал важные шаги, направленные на запрещение политической и расовой дискриминации. В частности, он вынес решение о поручении организации Олимпийских игр только тем странам, где гарантируется свободное участие всех олимпийских комитетов. К числу достижений МОК за последние годы можно отнести также организованную в соответствии с базовыми принципами Олимпийской хартии кампанию против политики апартеида в Южной Африке и ту роль, которую она сыграла в прекращении апартеида. В тот момент, когда только возникшая демократия в Южной Африке еще не вступила в межправительственные организации, спортсмены всех стран приветствовали возвращение ее атлетов на 25-е Олимпийские игры в Барселоне (1992 г.).

В последние годы предприняты определенные меры для устранения дискриминации в отношении женщин в сфере спорта. Принято решение МОК о том, что каждый новый вид спорта, включаемый в программу Олимпийских игр, должен предусматривать возможность участия женщин в этом виде. Международный олимпийский комитет (МОК) призвал членов олимпийской семьи способствовать тому, чтобы к 2000 г. женщины занимали по меньшей мере 10% постов в структурах законодательной и исполнительной власти, а к 2005 г. - как минимум 20%.

Активизировались усилия МОК по установлению тесных контактов с межгосударственными международными организациями, прежде всего с ООН и различными организациями, входящими в ее систему. Целый ряд проектов осуществлен вместе с ЮНЕСКО, например, Всемирный форум по физической деятельности и спорту в Канаде и семинар «Обучение в духе олимпизма» в Мозамбике. Еще в 1984 г. МОК и ЮНЕСКО договорились о сотрудничестве.

21 октября 1998 г. президент МОК Х.А. Са-маранч и генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор скрепили своими подписями в Париже новый договор, предусматривающий более тесное сотрудничество между двумя организациями «в физическом и спортивном образовании для физического, умственного и социального развития молодежи». В 1997 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между МОК и Организацией ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, согласно которому обе стороны взяли на себя ответственность за проведение специфических акций международной солидарности в поддержку сельского населения.

Активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи, усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств, наносящих вред здоровью спортсменов. Усилилась деятельность в этих направлениях национальных олимпийских комитетов, а также их всемирной организации (АНОК) и континентальных объединений НОКов. В 1994 г. МОК совместно со Всемирной организацией здравоохранениия провел в Уругвае Всемирный конгресс «Спорт для всех - здоровье для всех». В 1995 г. совместно с Программой ООН по международному контролю за оборотом наркотиков проведена Международная конференция «Спорт против наркотиков» в Италии, а совместно с Программой ООН по защите окружающей среды - Всемирная конференция «Спорт и окружающая среда».

Произошли организационные изменения и в самом МОК. Значительно обновился и увеличился его состав. Впервые в МОК появились женщины. Увеличилось число постоянных комиссий МОК, причем появились такие, как комиссия атлетов, комиссия по «спорту для всех», комиссия «Апартеид и олимпизм» и др. Ряд акций свидетельствует об усилении внимания МОК к вопросам культуры, укреплению связи спорта с искусством. Это, например, культурные акции во время Олимпийских игр, проведение Олимпийского конкурса «Искусство и спорт - 2000», образование международного института «Культурная Олимпиада», который призван нести ответственность за проведение Культурных Олимпиад во время летних Олимпийских игр, и др. Значительный вклад в усиление гуманистической направленности олимпийского движения вносят Международная олимпийская академия и Национальные Олимпийские академии, международная организация Специальных Олимпийских игр (для лиц с нарушением интеллекта), Международный Олимпийский центр за мир и культуру (Греция), Олимпийский музей в Лозанне и т.д.

Отмечая эти шаги гуманистической ориентации в олимпийском движении, содействующие более активной его роли в формировании и реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира, необходимо отметить и другое - в нем все более прочные позиции завоевывает такой прагматический подход, согласно которому главная ценность этого движения - сам спорт (особенно спорт высших достижений) и спортивные рекорды, независимо от того, для чего они используются, каким целям служат. Основное внимание все более направляется на всемерное развитие спортивных соревнований , поощрение высоких спортивных достижений, рекордов и победителей.

Вот лишь некоторые факты, дающие основание для такого вывода. МОК отказывался и отказывается от всех предложений заменить на девиз с более выраженной гуманистической ориентацией официально принятый девиз олимпийского движения «Citius. Altius. Fortius» («Быстрее, выше, сильнее»). Такое предложение вносили многие ученые и общественные деятели. А ведь этот девиз ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения. По крайней мере, как отмечает профессор физического воспитания из Франции И. Хайнрих, он может быть интерпретирован двояко: во-первых, в смысле такого равновесия в состоянии человека, которое предполагает гармонию, эйритмию и личный идеал в социальной интеграции; во-вторых, в смысле такой сверхзадачи, когда все подчинено цели добиться успеха любой ценой в любой сфере деятельности, будь то спорт, политика, социальная сфера или экономическая область.

Из новой редакции Олимпийской хартии (1996 г.) исключено важное гуманистическое положение предыдущего варианта хартии (1979): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

Хотя кардинальные изменения, которые произошли в мире за последние годы, в значительной мере сняли остроту политического противостояния ведущих мировых держав и, соответственно, степень политической заинтересованности в результатах, показанных на спортивной арене, но и в настоящее время продолжается использование спорта в корыстных политических и пропагандистских целях. Практически все страны продолжают подсчитывать медали и места, завоеванные своими спортсменами, и использовать достигнутые успехи для повышения престижа, усиления влияния страны на мировой арене, для доказательства «превосходства данного образа жизни или большей жизненной силы, присущей данному народу».

Не произошло существенных изменений в олимпийском движении и в плане предотвращения того негативного явления в этой сфере, которое, как правило, обозначается термином культурная гегемония, - большинство видов спорта и спортивных дисциплин, включенных в олимпийскую программу, имеет западное происхождение и, значит, Олимпийские игры, хотя они являются международными, включают в свою орбиту огромное множество стран, но многие нации, которые хотели бы внести свой культурный вклад в «международное взаимопонимание», используя эти Игры, имеют мало шансов в этом плане, поскольку вынуждены принять чисто западный взгляд на мир спорта.

Особенно сильное негативное влияние на реализацию гуманистических идеалов и ценностей олимпизма, как отмечено на 36-й сессии МОА (1993), оказала коммерциализация спорта и олимпийского движения. Одно из ярких проявлений ее негативной роли - кризис, который разразился в МОК в конце 1998-начале 1999 г. в связи с так называемым делом о коррупции. Бывший министр спорта Австралии Эндрю Томсон заявил, что он потрясен известиями о коррупции в МОК и считает, что после такого скандала эта организация просто не должна существовать. Томсон предложил отказаться от проведения Олимпиад в наступающем веке и создать крупные соревнования мирового масштаба, объединенные какой-либо другой идеей.

Таким образом, существует определенная непоследовательность олимпийского движения в реализации гуманистических идеалов и ценностей, противоречие между провозглашаемыми им идеалами и курсом на коммерциализацию и профессионализацию.

  • Ануфриева Л.П. Международное частное право. Трансграничные банкротства. Международный коммерческий арбитраж. Международный гражданский процесс. Том 3 (Документ)
  • Дейнекин Т.В. Международный маркетинг и Интернет-маркетинг (Документ)
  • Курсовая работа - Международный маркетинг: стратегии развития (Курсовая)
  • Презентация - История Олимпийских игр (Реферат)
  • Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт (Документ)
  • Поляков В.В., Щенин Р.К. и др. Мировая экономика и международный бизнес (Документ)
  • Тарасюк А.Я. Международный протокол и этикет учебно-методический комплекс (Документ)
  • Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики (Документ)
  • n1.doc

    Введение 2

    Цели и задачи Мок 2

    Общие положения МОК 3

    Система выборов членов МОК 3

    Организация, состав и структура МОК 5

    Организация МОК 5

    Комиссии МОК 7

    Количество членов МОК (по периодам, континентам и странам) 8

    Олимпийская хартия 10

    Заключение 10

    Введение

    Международный олимпийский Комитет (МОК) - является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, с неограниченным сроком действия, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральном Советом в соответствии с договором, вступившем в силу 1 ноября 2000 года.
    Штаб квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария), Олимпийская столица.
    Задачей МОК является выполнение миссии, роли и обязанностей, изложенных в Олимпийской хартии.
    Решения МОК являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся применения или объяснения Олимпийской Хартии, может решаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, в судебном порядке в Суде спортивного арбитража (САС).
    Для выполнения своей миссии и своей роли, МОК может создавать, приобретать или контролировать каким-либо образом другие юридические организации, такие как фонды или корпорации.
    Сессия Международного олимпийского Комитета (МОК) - является верховной властью олимпийского движения. Под верховной властью МОК олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и других лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.

    Цели и задачи Мок

    В соответствии с Олимпийской хартией МОК призван:
    поощрять координацию, организацию и развитие спорта, и спортивных организаций;
    сотрудничать с компетентными общественными и частными организациями и властями в стремлении поставить спорт на службу человечеству;
    обеспечивать регулярное проведение Олимпийских игр;
    бороться с любыми формами дискриминации в олимпийском движении;
    способствовать соблюдению спортивной этики;
    посвящать свои усилия тому, чтобы дух честной игры преобладал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них;
    руководить борьбой с допингом в спорте;
    принимать меры, цель которых - недопущение возникновения угрозы здоровью спортсменов;
    противостоять любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте;
    поддерживать Международную олимпийскую академию (МОА);
    поддерживать другие учреждения, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию.

    Общие положения МОК

    Международный олимпийский комитет выбирает и избирает своих членов из числа лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Они должны быть гражданами страны, где постоянно проживают или где сконцентрированы их интересы, и где существует признанный НОК. Кроме того, они должны владеть хотя бы одним из языков, используемых на сессиях МОК - французский или английский.
    В торжественной обстановке новые члены МОК подтверждают свое согласие выполнять возложенные на них обязанности словами клятвы: "Удостаиваясь чести стать членом Международного олимпийского комитета и представлять в нем мою страну, ... и заявляя, что сознаю ответственность этого звания, я обязуюсь служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и заставлять соблюдать все положения Олимпийской хартии и решения МОК, которые я принимаю безоговорочно, оставаться свободным от всякого политического или коммерческого влияния, как и от всех соображений расового и религиозного порядка, и защищать при всех обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения".
    Обычно от страны избирается один член МОК. Однако от стран, где проводились Игры Олимпиады или зимние Олимпийские игры могут быть избраны два члена МОК. В соответствии с уставом МОК сам выбирает новых членов "среди наиболее достойных любителей спорта". Принцип самопополнения должен обеспечивать МОК полную независимость. Подобную структуру имел также Международный комитет Красного Креста. Примерами для организационной структуры послужили структуры католической церкви, ордена мальтийских рыцарей и Французской академии.

    Система выборов членов МОК

    Члены МОК являются его представителями в своих странах, а не делегатами этих стран. Они не могут принимать от правительств, организаций или частных лиц никаких поручений, которые бы связывали их или препятствовали свободе их действий, независимости при голосовании. Пьер де Кубертен утверждал, что таким образом олимпийская идея будет защищена от нажима со стороны государственного аппарата, а национальные интересы будут подчинены общим принципиальным установкам.
    Система выборов членов МОК подвергается резкой критике со стороны многих НОК, МСФ и других организаций, представителей которых нет в МОК. Острые суждения по этому вопросу высказывали и отдельные государственные деятели. Например, в свое время президент Финляндии Урхо Кекконен высказал свои критические суждения в адрес МОК: "МОК является слишком суверенным в вопросах своей деятельности и не подлежит никакому контролю. Его решения являются окончательными и не подлежат обжалованию. Я знаю многих членов этого могучего, исключительного органа. Эти люди повсеместно уважаемые и заслуживающие уважения. Но они не могут быть владыками в демократическом обществе, так как их власть не может распространяться на общественный орган... Не думаю, что это будет оговором, ибо это правда, что вследствие долголетнего срока полномочий, без какого-то контроля со стороны, члены МОК оторвались от реалий спорта и увязли в собственных правах и ритуалах". Еще более категоричен был Фидель Кастро, который в 1985 году сказал: "Олимпийское движение возникло в эпоху колониализма. Многие из его методов, стиль, концепции укоренились в устарелых идеях колониальной эпохи, а мы на деле уже не являемся колониями, у нас уже нет необходимости, чтобы графы, маркизы или миллионеры советовали нам, что делать в области спорта... Олимпийское движение следует перестроить, преобразовать, поскольку дела так не могут идти дальше.
    Есть небольшие европейские страны, у которых почти нет спортсменов, а у них два представителя в Международном олимпийском комитете, в то время как другие страны, с большим спортивным весом не имеют ни одного представителя в Комитете. Комитет - не представительный орган отдельных стран, а олигархическое, самодержавное учреждение, которое существует само по себе, и именно оно назначает своих представителей в странах мира".
    В конце 70-х годов развернулась оживленная дискуссия, когда М. Эрцог, Франция, предложил от кооптации перейти к избранию членов МОК, а также включить в его состав женщин. Последнее предложение М. Эрцога было принято, но кооптация членов МОК осталась.
    Среди многих руководителей олимпийского движения бытует мнение, что жизнеспособность его в течение 100 лет объясняется во многом элитарной структурой МОК и кооптацией его членов. И хотя такая позиция затушевывает идеалы, приемлемые для представителей разных социально-экономических и политических систем, наций, классов, рас и вероисповеданий, она представляется достаточно убедительной и подтвержденной практическими результатами работы МОК.
    Следует отметить и еще один факт: на 1 января 1995 года из 100 членов МОК 32 человека одновременно являлись Президентами Национальных олимпийских комитетов, 5 - Президентами континентальных ассоциаций, 10 - Президентами международных федераций, как правило наиболее авторитетных и крупных. Естественно, что совмещение многими членами МОК постов в различных ветвях международной олимпийской системы является одним из факторов, обеспечивающих координацию действий различных элементов системы олимпийского спорта, единство и монолитность современного олимпийского движения.
    Начиная с 2003 года члены МОК могут выбираться на 8 лет с возможностью переизбрания. Но стать членом МОК теперь окажется очень трудно. Создана так называемая Комиссия по номинациям, а проще говоря, своего рода отдел кадров, куда должны поступать представления от международных федераций, национальных олимпийских комитетов, их объединений или от действующих членов МОК. Эта комиссия сразу же запрашивает у кандидатов документы, касающиеся его профессионального и материального положения, и готовит досье для представления в исполком МОК. Исполком тоже изучает документы и лишь затем предлагает сессии МОК принять или не принять того или иного кандидата. При этом все первичные заявки должны поступить в Комиссию по номинациям не позже, чем за три месяца до очередной сессии, и, кроме того, на одну вакансию может быть несколько претендентов.
    Что касается действующих атлетов, то их будут выбирать прямо во время Олимпийских игр обитатели Олимпийской деревни. Во время летних Игр четыре спортсмена, набравшие наибольшее число голосов, станут членами МОК на 8 лет, а ещё четверо (опять-таки согласно набранным голосам) - на 4 года. На зимних Играх соответственно будут выбраны два атлета на 8 лет и два - на 4.
    Ещё три члена МОК в этой категории будут названы дополнительно по представлению исполкома МОК, чтобы иметь разумное соотношение представительства по континентам, видам спорта и т.д. Действующими атлетами отныне считаются те, кто либо участвует в Олимпийских играх, либо принимал участие в них не раньше чем за четыре года до этого. Первые такие выборы прошли в Сиднее.
    Что же касается действующиех членов МОК, то необходимо заметить, что возрастной лимит и некоторые другие новые ограничения касаются их не в полной мере. Для тех, кто уже является членом МОК, возрастной лимит остался на уровне 80 лет, и с 11 декабря как бы только начался отсчет первого восьмилетнего срока. А в связи с тем, что за один раз всех не переизбрать, решено, что процедура переизбрания в 2007 году пройдет одна треть из них, в 2008-м - вторая и в 2009-м - третья. Кто в какую группу попадает, решит жеребьевка.
    Как уже было отмечено, в будущем влияние президента МОК будет резко ограничено. В частности, президентов будут избирать только на восемь лет - с возможностью переизбраться ещё один раз на четыре года. Кроме того, президент МОК не сможет оказывать большого влияния на выборы новых членов МОК. Для сравнения: из нынешних 113 членов МОК 95 были избраны при Самаранче. Можно ли сомневаться, что фактически он определял, кого, когда и где принять в члены МОК?
    При этом ни в коей мере нельзя бросить тень на ту выдающуюся роль, которую Самаранч сыграл и играет в развитии между­народного Олимпийского движения, в повышении значимости Олимпийских игр и престижности членства в МОК.
    Реформы затронули и структуру исполкома МОК. Сейчас в него входит 15 человек: президент, четыре вице-президента и десять членов исполкома. На все вакансии претенденты должны подать заявку как минимум за три месяца до выборов, а повторно избираться в исполком можно лишь через четыре года после окончания срока действующих полномочий. Без этого перерыва возможен лишь переход из членов исполкома в вице-президенты.

    Организация, состав и структура МОК

    Организация МОК

    Новая структура МОК выглядит следующим образом: 15 человек должны предсталять международные спортивные федерации или их объединения, 15 - национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 - действующие атлеты и 70 - так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен от 18 до 70 лет.
    Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции и Швеции; первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах. Уставный документ МОК - Олимпийская хартия (в 1972-1978 называлась "Олимпийские правила"). В обязанности МОК входит регулярное проведение ОИ и ЗОИ, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире. МОК принимает решения о признании НОК и МСФ (на 18 марта 2005 признаны 202 НОК, 35 международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 7 федераций по зимним олимпийским видам спорта, 29 федераций по видам спорта, не входящим в современную олимпийскую программу); определяет программу ОИ и ЗОИ, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаёт мсждународным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение ОИ или ЗОИ, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.
    Высшей организацией в решении проблем Олимпийского движения является МОК. Штаб-квартира МОК расположена в Лозанне (Швейцария). Постоянно действующим органом МОК является Исполком, решающий текущие проблемы. Важнейшие вопросы решаются на конгрессах и сессиях МОК. Задачами МОК является проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование, координация действий НОКов, принятие решения о их признании, определение программ Олимпийских игр, взаимодействие с междуна­родными спортивными Федерациями. Во время Игр он передает международным спортивным Федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. Важную роль сегодня играет спортивный арбитражный суд (САС), который разрешает все спорные вопросы во время Игр. Спортивный арбитражный суд с 1994 года юридически полностью не зависит от МОК. Он действует под эгидой Международного арбитражного совета. В пропаганде идей Олимпизма, Олимпийского движения все большую роль играет Международная Олимпийская Академия, функционирующая под патронажем МОК, и Олимпийские Академии стран, входящих в Олимпийское движение. В пропаганде идей Олимпизма участвуют и новые его организационные формы - Олимпийские музеи. 23 июня 1993 года в Лозанне, где расположена штаб-квартира МОК, был открыт Олимпийский музей, который в 1995 году по итогам конкурса занял первое место на Европейском континенте. Ему был вручен приз "Лучший музей года в Европе". Олимпийский музей в Лозанне - не только "храм истории", но и действующий информационно-пропагандистский центр, объединяющий прошлое и настоящее Олимпийских игр. В этом музее созданы прекрасные условия для посетителей всех возрастов. Большое внимание уделяется искусству, особенно организации художественных выставок, уровень которых всегда достаточно высок и которые органично вписываются в общую концепцию музея. В нем рационально использованы самые последние достижения научно-технического прогресса.
    В укреплении Олимпийского движения с каждым годом усиливается роль признанной МОК в 1968 году Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (АНОК), которая регулярно проводит Генеральные ассамблеи, направленные на укрепление дружбы между спортсменами различных стран. Одной из её функций является защита интересов малых стран. Таких стран, входящих в Олимпийское движение, 45. Самая маленькая из них - Мауру, остров в Тихом океане с населением 10000 человек, самая большая - Свазиленд, с населением 860000 человек. На генеральной Ассамблее АНОК в Атланте (1994 г.) за ними закреплено право посылать на Олимпийские игры по 6 спортсменов, не взирая на квалификационные стандарты, устанавливаемые отдельными международными спортивными Федерациями. Квалификационные стандарты необходимы, чтобы удержать число участников Олимпиад в пределах около 10000 человек.
    Третьей важной организационной формой Олимпийского движения является Генеральная Ассамблея международных спортивных Федераций (ГАИСФ), которая функционирует с 1967 г. Основные цели этой организации: содействие укреплению международного авторитета и независимости международных спортивных объединений по видам спорта, установление более тесных контактов между спортивными Федерациями и МОК, внесение в МОК и другие международные спортивные объединения предложений по улучшению проведения и организации международных спортивных форумов. Сегодня Олимпийское движение в целом, НОКи - в частности, не могут существовать и эффективно функционировать без спонсорства - взаимовыгодного сотрудничества с крупными фирмами, основанного на контрактах. Вхождение МОК в рыночные отношения кроме спонсорства включает также продажу телевизионных прав и проведение маркетинговых программ. Первые Олимпийские старты, которые были показаны по телевизору, были Игры в Берлине (1936 г.), их зрительская аудитория была ограниченной. Первая коммерческая сделка по продаже прав на телетрансляцию Игр была заключена на зимней Олимпиаде в Скво - Велли (США) в 1960 году и расценивалась в 5 тыс. долларов. Заключена она была с телекомпанией Си-Би-Эс. В этом же году эта телекомпания купила права на показ летних Игр в Риме за 394 тыс. долларов. В 1995 году был подписан контракт на показ Игр в Сиднее и Солт-Лейк-Сити с суммарной стоимостью в 1 миллиард 270 миллионов долларов США. В итоге выигрывают все. Половина полученной суммы за показ Олимпиады в Сиднее получили организаторы Игр. Остальные средства будут затрачены на развитие Международного Олимпийского движения, помощь национальным олимпийским комитетам и международным спортивным Федерациям. Выиграли и болельщики спорта - 3,7 миллиарда зрителей из 220 стран смогли на экранах телевизоров следить за ходом спортивных баталий. Коммерческая деятельность МОК и других организаций, входящих в Олимпийское движение, направлена не на обогащение отдельных лиц, а на развитие спорта, помощь НОКам, Международным Федерациям, отдельным спортсменам.

    Комиссии МОК

    В существуют постоянные и на время создаваемые комиссии и рабочие группы, которые изучают порученные им вопросы и выносят их на рассмотрение Исполкома с последующим утверждением сессией МОК. Комиссии назначаются Президентом МОК. Некоторые комиссии существуют много лет, другие формируются для решения какого-либо локального вопроса, комиссии иногда сливают друг с другом или разделяют на две-три, некоторые упраздняют совсем, появляются новые и т. д. По состоянию на 18.03.2005 в МОК работают следующие комиссии:


    • Комиссия по культуре и олимпийскому образованию

    • Комиссия спортсменов

    • Комиссия по этике

    • Комиссия по номинациям

    • Комиссия "Женщины и спорт"

    • Финансовая комиссия

    • Рабочая группа по награждению

    • Комиссия по маркетингу Медицинская

    • Комиссия по прессе

    • Комиссия по олимпийской программе

    • Комиссия по радио и телевидению

    • Комиссия по олимпийской солидарности

    • Комиссии по олимпийской солидарности

    • Комиссия "Спорт и право" Комиссия "Спорт и окружающая среда"

    • Комиссия "Спорт для всех"

    • Координационная комиссия

    • Координационная комиссия Игр XXiX Олимпиады 2008

    • Координационная комиссия XXI зимних Олимпийских игр 2010 в Ванкувере

    • Оценочная комиссия по выборам столицы Игр XXX Олимпиады

    • Комиссия по олимпийской филателии, нумизматике и предметам коллекционирования Комиссия по международным связям

    • Комиссия по телевизионным и интернет правам

    Некоторые комиссии, выполнив свою миссию, закрывались или преобразовывались в другие. Например, с 1971 по 1987 существовала Комиссия по техническому телевидению. Комиссия по ревизии Олимпийской хартии существовала в 1984-1990 (в 1982-1993 и 1989-1990 это была Рабочая группа). Комиссия по Греции работала в 1981-1982. В 1981 существовала Комиссия по изучению вопросов, связанных со штаб-квартирой МОК и Олимпийским музеем. В 1989-1992 успешно работала Комиссия "Апартеид и олимпизм". В 1983-1987 работала Комиссия по радио, а в 1983-1988 Комиссия по СМИ. В разные годы существовали различные рабочие группы и подкомиссии. Например, Подкомиссия по защите Олимпийских игр (1982-1983), рабочая группа "Защита и независимость спорта" (1982-1983), рабочая группа "Арбитражная комиссия" (1982-1983), рабочая группа "Помощь НОК для участия в Играх" (1982-1983), Комитет по изучению и оценке подготовки к Олимпийским играм (1985-1988).

    Количество членов МОК (по периодам, континентам и странам)

    Первый период - 1894-1924 годы
    Всего представители 45 стран, из них:
    2 страны с Австралии и Океании – Австралия, Новая Зеландия;
    3 страны с Африки – Египет, Эквадор, Южная Африка;
    5 стран с Азии – Индия, Китай, Персия (Иран), Япония;
    9 стран с Америки – Аргентина, Бразилия, Канада, Куба, Мексика, Перу, США, Уругвай, Чили;
    26 стран с Европы – Австрия, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия/Югославия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Югославия.
    Всего избранных членов МОК – 132 человека, из них в первом составе – 15 человек из 12 стран (Аргентина, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Великобритания, Венгрия, Греция, Италия, Новая Зеландия, Россия, США, Франция, Швеция).

    Второй период - 1925-1951 годы
    Всего представители 9 стран, из них:
    1 страна с Австралии и Океании – Филиппины;
    1 страна с Азия – Пакистан;
    1 страна с Америки – Гватемала;
    6 стран с Европы – Исландия, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, СССР, Эстония.
    Всего избранных членов МОК 94 человека.

    Третий период - 1952-1993 годы
    Всего представители 39, из них:

    3 страны с Австралии и Океании – Индонезия, Малайзия, Самоа;

    18 стран с Африки – Алжир, Камерун, Кения, Конго, Кот-д’Ивуар, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигерия, Свазиленд, Сенегал, Судан, Того, Тунис, Уганда, Эфиопия;

    9 стран с Азии – Иран, Китайский Тайпей, Корея, КНДР, Кувейт, Ливан, Монголия, Саудовская Аравия, Таиланд;

    6 стран с Америки – Венесуэла, Доминиканская Республика, Колумбия, Панама, Пуэрто-Рико, Ямайка;

    3 страны с Европы – ГДР, Ирландия, Словакия.
    Всего избранных членов МОК 165 человек.

    Четвертый период с 1994 года (по состоянию на 2005 год)
    Всего представители 10, из них:

    1 страна с Австралии и Океании – Фиджи;

    3 страны с Африки – Гвинея, Зимбабве, ЮАР;

    1 страна с Азии – Израиль;

    1 страна с Америки – Барбадос;

    4 страны с Европы – Россия, Украина, Чехия, Хорватия. Всего избранных членов МОК 96 человек.

    Всего, за все время существования МОК (по состоянию на 2005 год) членами МОК было 487 человек из 103 стран мира, из них:

    Австралия и Океания – 7 стран;

    Азия - 16 стран;

    Америка - 17 стран;

    Африка - 24 страны;

    Европа - 39 страны.

    Олимпийская хартия

    Во второй половине 19 в., благодаря созданию первых международных федераций (гимнастов, 1881, гребцов, 1892, конькобежцев, 1892) и проведению мировых чемпионатов и международных встреч, спорт становится одним из важнейших элементов межгосударственного общения, способствующих сближению народов.
    Инициативу Кубертена на учредительном конгрессе в Париже (1894) поддержали представители 12 стран. Был создан руководящий орган олимпийского движения Международный олимпийский комитет (МОК) и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия свод правил и положений МОК.
    Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:
    Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности

    Олимпизма.
    Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета
    Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно:

    Международного Олимпийского движения,

    Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов,

    Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.

    Заключение

    Мок - является самой главной составляющей в Олимпийской хартии. Он регулирует все и контролирует все олимпийские организации, а так же юридические организации, фонды и корпорации. Любые организации, которые желаю принадлежать олимпийскому движению, принимаются только МОКом, в соответствии с олимпийской хартией. Также МОК, несет ответственность за честное развитие спорта и честные проведения соревнований.

    Мок сам избирает своих членов, имеет свою систему и структуру, для поддержания функционирования своей организации. Имеет свои ответственные комиссии, как для поощрения спортсменов, так и для контроля за открытостью соревнований и т.д.

    Олимпийская хартия является основным регулятором олимпийских организаций, можно сказать, что она как бы устав Олимпийского движения. Она определяет основные права и обязанности главных органов олимпийского комитета.

    23 июня 1894 года на Международном спортивном конгрессе в Париже было принято решение, вошедшее в историю человечества, о возрождении современных Олимпийских игр. Тогда же была утверждена Олимпийская хартия, текст которой зачитал Пьер де Кубертен. В Олимпийской хартии говорилось о процедуре проведения, о регламенте и церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр. И что наиболее важно, был определен руководящий орган - Международный олимпийский комитет (МОК).

    МОК является международной неправительственной организа­цией. Срок его деятельности неограничен. Секретариат МОК по­стоянно находится в городе Лозанне (Швейцария). Роль Междуна­родного олимпийского комитета состоит в руководстве олимпийским движением и развитии олимпизма в строгом соответствии с Олимпийской хартией.

    Принятые МОК решения окончательны и обсуждению не подлежат.

    МОК разработал долговременную программу, которая провозглашает:

    1. Всемирно поощрять развитие спортивных соревнований, вообще спорта.

    2. Сотрудничать с компетентными общественными, частными и государственными организациями, чтобы поставить спорт на службу человечеству.

    3. Обеспечивать регулярное празднование Олимпийских игр.

    4. Бороться с любыми формами дискриминации в олимпийском движении.

    5. Все делать для того, чтобы соблюдалась спортивная этика, побеждал дух честной борьбы, чтобы насилие навсегда было изгнано со спортивных площадок.

    6. Принимать все меры, чтобы не допустить угрозу здоровью спортсменов.

    7. Противостоять любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте.

    8.Следить за тем, чтобы Олимпийские игры проводились в условиях соблюдения охраны окружающей среды.

    9. Бороться с допингом в спорте.

    10. Поддерживать Международную олимпийскую академию (МОА).

    11. Поддерживать все другие учреждения, которые посвящают себя олимпийскому образованию.

    В отличие от большинства международных, спортивных объединений, в которых представлены национальные организации, членство в Международном олимпийском комитете является индивидуальным. МОК сам избирает своих членов из числа лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Они должны быть гражданами страны, где

    постоянно проживают или где сконцентрированы их интересы и где существует признанный Международным олимпийским комитетом Национальный олимпийский комитет.

    МОК принимает их в члены МОК на торжественной церемонии.

    Вновь избранный член МОК дает клятву, в которой сказано: "Я обязуюсь служить олимпийскому движению в полной мере своих возможностей, соблюдать и заставлять соблюдать все положения Олимпийской хартии и решения МОК, которые я принимаю безоговорочно. Обязуюсь оставаться свободным от всякого политического и коммерческого влияния, как и от всех соображений расового и рели­гиозного порядка, и защищать при всех обстоятельствах интересы МОК и Олимпийского движения".

    В одной стране может быть избрано не более одного члена МОК. Однако МОК может избрать второго члена в странах, где проводились либо Игры Олимпиады, либо зимние Олимпийские игры. Именно поэтому Россия, например, в столице которой проводились в 1980 году Игры ХХП Олимпиады, имеет двух членов МОК.

    В Хартии специально подчеркнуто, что члены МОК - представители этой уникальной организации в своих странах, а не наоборот. И это очень важно. Оставаясь свободным от всякого политического нажима, член МОК имеет возможность честно и бескорыстно, отдавая все свои силы, работать на благо Олимпийского движения.

    Кроме того, член МОК не может получать деньги от своего правительства или какой-либо другой организации, которая мешала бы свободе его действий и независимости при голосовании в МОК.

    Высшим органом МОК является сессия, т. е. общее собрание его членов, проводимая не менее одного раза в год. Сессия МОК утверждает, изменяет и истолковывает Олимпийскую хартию, а также по предложению Исполкома МОК избирает членов МОК. На сессии избирают города, в которых проводятся Олимпийские игры, определяются олимпийские виды спорта.

    В период между сессиями деятельностью МОК руководит Исполнительный комитет (Исполком), состоящий из президента, четырех вице-президентов и еще шести наиболее уважаемых членов МОК.

    Члены Исполкома избираются на сессиях МОК тайным голосо­ванием.

    Президент МОК избирается на сессии из числа членов МОК тайным голосованием на восьмилетний период. Президент может повторно избираться на последующие четырехлетние периоды.

    Официальными языками МОК являются французский и английский. В дополнение кним на Сессиях МОК есть еще несколько "рабочих" языков и среди них - русский.