Боевая подготовка работников служб безопасности Захаров Олег Юрьевич

Методика обучения рукопашному бою

При изучении каждого приема инструктор должен дать необходимые знания о данном приеме, обучить правильной технике и выработать прочность навыка в правильном и быстром выполнении этого приема в реальной обстановке.

Обучение каждому приему производится в сприведенной последовательности:

– ознакомление;

– разучивание;

– тренировка.

Инструктор называет и показывает прием в целом так, как он должен выполняться в реальной боевой обстановке. Объясняя технику выполнения, показывает удар замедленно, объясняя положение рук, ног, туловища, указывает направление усилий и согласованность действий всех частей тела, конечное положение после выполнения приема. Указывает на характерные ошибки при выполнении приема или действия, как их избежать, на что обратить особенное внимание при проведении приема.

Показ приема должен вызывать у обучаемых чувство восхищения его выполнением, уверенность в его эффективности и желание выполнять прием так же как он выполнен инструктором.

Разучивание ударов необходимо проводить с особенной тщательностью, исправляя по ходу все ошибки, необходимо, чтобы обучаемые после каждого проведенного приема или действия анализировали их и закрепляли удачные. Если прием в основном изучен и выполняется без грубых ошибок, можно приступить к тренировке. При тренировке вырабатывается умение выполнять прием быстро, точно и в различной обстановке. В результате многократного повторения прием или действие выполняется легко и уверенно, автоматически. Автоматизм в применении специальных приемов имеет большое значение в рукопашной схватке, где требуется быстро оценить создавшуюся обстановку и незамедлительно провести необходимый прием.

Совершенствование специальных приемов рукопашного боя – длительный процесс. Он требует постоянного и постепенного усложнения условий, в которых применяются те или иные приемы и действия. Это усложнение создается не только направленностью учебных занятий по рукопашному бою, но и отработкой приемов в комплексе с другими разделами боевой подготовки, в полевых условиях, максимально приближенных к рабочим условиям сотрудников служб безопасности.

Основной формой обучения является учебное занятие.

В подготовительной части занятия проводится общая и специальная разминка, которая включает общеразвивающие упражнения на месте и в движении, упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, укрепление ударных частей рук и ног (набивка), координации движений и равновесия.

На всех занятиях в подготовительную часть необходимо включать акробатические элементы: кувырки на полу с мягким покрытием в максимально быстром темпе, прыжки с разбега через различные препятствия.

По мере изучения приемов рукопашного боя подготовительная часть занятия должна приобретать более специальную направленность. Необходимо включить выполнение ударов по снарядам, на месте и в движении, перебегая от одного ударного снаряда к другому. Выполнение ударов после акробатических упражнений. Подготовительную часть необходимо провести с большой плотностью, эмоционально, с нарастанием темпа.

В основной части занятия:

– изучается техника выполнения приемов;

– проводится тренировка специальных приемов;

– выполняются упражнения для повышения уровня общей физической подготовленности.

В заключительной части:

– выполняются специальные дыхательные упражнения;

– выполняются упражнения на расслабление и напряжение мышц;

– легкий бег и ходьба.

Инструктор, проводящий занятия по специальным приемам рукопашного боя, должен владеть методикой обучения, обладать практическими навыками, уметь технически правильно выполнять приемы, продумывать ход занятий, их организацию и материальное обеспечение, составлять план-конспект учебного занятия.

Рационально построенная система обучения рукопашному бою, наряду с использованием принципов и методов обучения, широко применяемых в различных видах спорта, предполагает обязательное использование некоторых специфических для этого вида боевой подготовки методов и средств. К ним, в частности, относятся:

– высокая степень программированности занятий. Большую часть времени урока занимающиеся работают в едином строю, синхронно отрабатывая одни и те же движения, приемы, связки в ритмах, задаваемых инструктором. Именно это обстоятельство позволяет обеспечивать оптимальную плотность и физическую нагрузку на каждом занятии применительно к любому контингенту занимающихся;

– большая роль дыхательных упражнений. Их регулярное выполнение в процессе тренировки под непосредственным наблюдением инструктора:

а) позволяет снимать усталость;

б) мобилизует на более совершенное проведение приема, связки, схватки;

в) подготавливает некоторые участки тела более стойко принимать возможные удары;

– применение в процессе тренировок упражнений, направленных на повышение сопротивляемости некоторых частей тела, в особенности предплечий, голеней, брюшного пресса, бедер, механическим воздействиям от наносимых ударов;

– использование специального защитного снаряжения для защиты предплечий, голеней, промежности, головы и туловища от ударов при проведении контактных поединков. Такое снаряжение позволяет, с одной стороны, снизить до минимума возможность травм, а с другой стороны, освобождает занимающихся от страха перед травмами и болью от полученных ударов, позволяя им более полно сосредоточиться на отработке точных и сильных защит на дистанции ближнего боя – наиболее эффективного, но и наиболее опасного в реальной ситуации;

– использование специальных средств морально-психологической подготовки занимающихся к тренировке целиком, к выполнению отдельных приемов и связок, к проведению решительной схватки. Одним из этих средств является применение методов психорегулирующей или аутогенной тренировки в начале занятия, перед отработкой приема, перед схваткой для выработки или усиления соответствующей психологической установки и даже физического состояния.

Наиболее рациональной является приведенная последовательность изучения и отработки приемов и их сочетаний:

– «в воздух» (т. е. в воображаемого противника);

– «в снаряд» (т. е. в любое тренировочное устройство или в специальные «лапы», надетые на руки партнера);

– «в партнера» (на месте и в движении в партнера, облаченного в защитную амуницию);

– повторно «в воздух», однако уже с ощущением реального сопротивления материала снаряда или защитного снаряжения партнера.

Изучение и отработка приемов могут производиться также в различных темпосиловых режимах, важнейшими из которых являются следующие:

– «на форму» – медленно, плавно, с минимальными мышечными усилиями;

– «на силу» – медленно, плавно, с возрастающим мышечным усилием, как бы проделывая упражнения изометрической гимнастики;

– «на скорость» – быстро, плавно;

– в режиме «боя» – с максимальной скоростью и концентрацией мышечных усилий, особенно в конце движения в момент соприкосновения с целью.

Связки должны рассматриваться и отрабатываться как сложные составные приемы с учетом вышеизложенных рекомендаций. При отработке связок, кроме того, необходимо вводить еще один темпосиловой режим – «слитно», в котором приемы, составляющие связку, после того, как они разучены и исполнены раздельно, выполняются как один прием. Разумеется, таким образом можно отрабатывать связку во всех четырех вышеперечисленных режимах.

По мере того, как занимающийся овладевает связкой, он переходит к изучению и отработке новой связки, тогда как усвоенная связка в начале основной части занятия повторяется «в воздух» или «в снаряд» в режиме «боя» с небольшим (не более пяти) количеством повторений. В результате такого многократного повторения изученные связки прочно откладываются в «мышечной памяти», откуда они могут быть мгновенно извлечены в соответствующий момент тренировочной схватки или реального рукопашного боя.

Каждое тренировочное занятие должно планироваться и проводиться таким образом, чтобы, с одной стороны, оно обеспечивало выработку у занимающихся типовых навыков выполнения защитных и контратакующих действий с заданным (и уже отработанным) набором приемов, и, с другой стороны, приучало их приспосабливать эти навыки к действиям противника в лице конкретного партнера, поочередно играющего роль атакующего и защищающегося.

Характерной особенностью предлагаемой методики обучения рукопашному бою является также и то, что броски, болевые и удушающие приемы рассматриваются и изучаются как продолжение отдельного набора связок, начинающихся ударом или защитой с обязательным выполнением вслед за броском или болевым приемом завершающего («добивающего») удара рукой или ногой.

Третий этап обучения – отработка приема – начинается в строгом смысле этого слова с момента, когда прием в целом правильно выполняется в режиме «на форму» и инструктор начинает увеличивать скорость и силу его исполнения.

Периодически полезно проводить небольшие состязания на лучшее исполнение приема или связки в режиме «боя». Например, часть занимающихся (2-4-6 человек) выстраиваются в одну шеренгу и по команде инструктора начинают выполнять прием на месте, или перемещаясь на заданное количество шагов вперед или назад, с максимальной для каждого участника скоростью и силой, но не теряя при этом правильной формы приема и стойки.

Отработка приемов и связок в вышеперечисленных и некоторых других вариантах позволяет усвоить их до такой степени, что они могут быть практически применены в любых ситуациях необходимой обороны или вынужденного нападения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Методика обучения Все технические действия должны быть простыми и выполнятся на полной скорости. Их отработка обязательно должна проводиться с партнером. Одиночную практику нужно полностью исключить. Кроме того, старайтесь отрабатывать приемы с различными

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ На первом этапе новичок должен детально изучить каждое движение формы цзянь. Способность правильно двигаться является основой всех боевых навыков. С этой целью форма многократно повторяется от начала до конца. Освоив базовые движения, можно

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. ПРОБЛЕМНЫЙ ВИД ОБУЧЕНИЯ Противоположным традиционному, объяснительно-иллюстративному виду обучения является проблемный вид обучения, носящий поисковый характер при активной мыслительной деятельности учащихся. Поэтому проблемное обучение позволяет максимально

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Принципы обучения Обучение неразрывно связано со всей системой образования и воспитания. Связь эта осуществляется только в том случае, если в процессе обучения реализуются определенные закономерности, наиболее существенными из которых являются:– научность

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Научность обучения Принцип научности обучения заключается в необходимости формирования у обучаемых системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности слушателя, на характер его мыслительной деятельности.Этот принцип требует от

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Доступность обучения Принцип доступности обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать

Из книги автора

Наглядность обучения Наглядность не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с

Из книги автора

Индивидуализация обучения Основное положение принципа индивидуализации обучения состоит в том, чтобы наблюдаемые у слушателей индивидуальные различия в знаниях, структуре мышления и свойствах личности использовать для более глубокого понимания общих психических

Из книги автора

Качество обучения комплекс характеристик, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности обучающихся в определенной области (предмете) и видах деятельности, удовлетворительный или неудовлетворительный процесс получения знаний,

Из книги автора

Методика обучения (см. дидактика)

Из книги автора

Методы обучения способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения. Каждый такой способ подразумевает систему целенаправленных действий педагога, организующего познавательную и практическую

Из книги автора

Модель обучения система организации процесса обучения, в основе которой лежит принципиальная позиция по пониманию деятельности учения. В соответствии с этой системой предлагается выделять директивную и конструктивную модели обучения.Согласно директивной модели,

Из книги автора

Стиль обучения доминирование определенной группы средств в общей системе методов и приемов деятельности педагога. Он выступает как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению с обучающимися.Н. В. Бордовская и А. А. Реан предлагают

Из книги автора

Продолжение обучения В конечном итоге именно вы сами выигрываете от своего обучения и развития как коуча. Навыки, приобретаемые в коучинге, – понимания, коммуникации, анализа, размышления – приносят невероятное удовлетворение. Кроме того, эти бесценные жизненные

Базовый комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1)

Для военнослужащих всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-Н и дополнительно следующие приемы: удар прикладом снизу, удар затыльником приклада, колющие и режущие удары ножом, защиты подставкой автомата, удары рукой (прямо, сбоку, сверху, снизу), удары ногой (прямо, в сторону, сбоку, назад, сверху), защиты подставкой рук, защиты отбивом предплечьями (ребром ладони), защиты подставкой стопы (каблука, бедра), обезоруживание противника при ударе ножом прямо, сверху, снизу, освобождение от захвата шеи спереди и сзади, удушение сзади, комбинации приемов и действий.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2)

Для личного состава воздушно- десантных войск, мотострелковых подразделений и частей, подразделений и частей морской пехоты, личного состава противодиверсионных формирований, разведывательных частей и подразделений, курсантов военных училищ, академий. Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-1 и дополнительно следующие приемы: удары пехотной лопатой, защиты отбивом пехотной лопатой, защиту от удара ногой уходом в сторону, обезоруживание противника при ударе пехотной лопатой сверху или прямо, наотмашь или тычком.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3)

В НФП-87 и в проекте нового НФП для личного состава разведывательных частей и подразделений, курсантов военных училищ, готовящих офицеров для этих частей и подразделений. Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-2 и дополнительно: болевые приемы, броски, приемы обезоруживания, освобождения от различных захватов противника, специальные приемы и действия.

К сожалению, такие специальные действия как обыск и связывание противника не входят в программу обучения военнослужащих частей радиоэлектронной борьбы, хотя обучить этим действиям можно за одно учебное занятие. Учитывая значимость связывания и обыска в рукопашном бою, пособие подробно раскрывает технику их выполнения.

Глава II

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИМ

Подготовительные приемы и методика обучение им

Подготовительные приемы - это определенные действия, обеспечивающие качественную подготовку военнослужащих к ведению рукопашной схватки. Они включают в себя изготовки к бою, передвижения, приемы самостраховки.

Изготовки к бою

Изготовка к бою – это наиболее удобное положение для ведения рукопашной схватки с противником. Она может приниматься без оружия и с оружием.

Для изготовки к бою без оружия (рис. 1)выставить левую ногу на шаг вперед и слегка согнуть обе ноги в коленях. Вес тела равномерно распределить на двух ногах, туловище незначительно наклонить вперед, руки полусогнуть в локтевых суставах, пальцы сжать в кулак, голову чуть наклонить вперед. Аналогично принимается и правосторонняя изготовка к бою.


Рис. 1

Для изготовки к бою с оружием (рис.2) положение головы, туловища и ног принимается как изготовка к бою без оружия. При этом автомат послать стволом вперед и подхватить его левой рукой за цевье, а правой за шейку приклада. Острие штыка держать на высоте шеи, кисть правой руки впереди пряжки ремня.

Для изготовки к бою с пехотной лопатой вынести полусогнутую правую руку с лопатой на уровень левого плеча. Лопату держать за конец рукоятки лотком вверх.

Для изготовки к бою с ножом взять нож в правую руку острием вниз, для удара сверху – кисть на высоте груди, для удара снизу – острием вверх, для колющего удара – острием вперед, кисть на высоте пояса, ноги в правосторонней стойке.



Рис. 2

Передвижения

Умелое выполнение передвижений в рукопашном бою играет важную роль в своевременном принятии необходимой боевой позиции, исходного положения для атаки или защиты. Передвижения выполняются шагом, скачком и бегом.

Шаг вперед из изготовки к бою выполняется впереди стоящей ногой, другая нога подставляется, на расстояние, позволяющее сохранить устойчивое положение тела.

Шаг назад выполняется сзади стоящей ногой с носка на всю ступню.

Скачок выполняется из фронтальной (вправо, влево) или боковой (вперед, назад) стойки за счет резкого отталкивание от земли дальней ногой относительно направления скачка. Приземление осуществляется на противоположную ногу, или на обе ноги. Возможен скачок назад с почти одновременным толчком обеими ногами и приземлением на обе ступни.

Передвижение скачками является наиболее эффективным способом сближения с противником или быстрого отхода от него.

Приемы самостраховки

Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки.

Группировка (рис.3) один из основных подготовительных элементов самостраховки. Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки – вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.


Рис.4


Рис.5

Падение вперед (рис. 6) Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону пружинистые (за счет уступающей работы мышц) руки.


Рис. 7

Падение назад (рис. 8) Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, смягчая свое падение одновременным упреждающим ударом о землю разведенными под углом 45 0 прямыми руками.


Рис. 8

Падение набок (рис. 9) Из фронтальной стойки, приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий выпрямленной правой (левой) рукой, а затем правым (левым) бедром. Конечное положение – лежа на правом боку; правая нога согнута в коленном и тазобедренном суставе, левая нога стоит перед ней на всей ступне, голень вертикально; правая рука на земле ладонью вниз в 15-25 см. от колена; левая рука поднята вверх, голова прижата к ней.


Рис.10

Уколы и удары автоматом

Укол – один из основных приемов поражения противника в рукопашной схватке. Он наносится в незащищенные снаряжением части тела (шею, грудь, живот, спину, бок) быстро, ловко, сильно и на всю длину штыка.

Уколы штыком (тычок стволом) без выпада (рис.11)- направить автомат обеими руками штыком (стволом) в цель, выдернуть штык и принять изготовку к бою.



Удар магазином (рис. 14)– наносится резким движением рук (автоматом вперед) от себя с одновременной подачей туловища вперед с выпрямлением сзади стоящей ноги.

Рис.14

Удар прикладом сбоку (рис.15)– наносится острым углом приклада в челюсть, висок, затылок или бок противника. Движением оружия правой рукой налево, а левой – на себя с одновременным поворотом туловища влево нанести удар углом приклада. В момент удара правая нога может выставляться несколько впереди левой.


Рис. 16


Рис.17

Рис.18

Таблица 5.

Приемы нападения без оружия включают в себя: удары рукой, удары ногой, удушения, болевые приемы и броски.

Удары рукой прямо (рис. 19) наносятся кулаком или основанием ладони; из изготовки к бою толчком ноги перенести тяжесть тела на впередистоящую ногу и с поворотом туловища нанести удар.

Удары рукой сбоку, снизу, сверху (рис. 20) наносятся кулаком (основанием пальцев и мышечной частью), ребром ладони и локтем.


Рис.19




Рис. 20

Основные ударные части рук



Удары ногой наносятся носком, подъемом, коленом, стопой, каблуком в голень, в коленный сустав, в пах, в область печени, в голову наклонившегося противника. Лежащему противнику наносятся удары в голову, основание черепа, поясницу, копчик, печень, солнечное сплетение, сердце, пах.

Удар ногой прямо (рис. 21) является основным из ударов, выполняемых ногой. Наносится из левосторонней или правосторонней стойки (реже фронтальной) разгибанием ноги или маховым движением. Поднимая бедро правой ноги вперед вверх (стопа пяткой поднимается вверх к ягодице), резким движением разогнуть ногу в коленном суставе и нанести носком (подъемом) удар по цели.


В момент удара максимально напрячь мышцы живота и передней поверхности бедра. Опорная нога слегка согнута, в момент удара стопа от земли не отрывается, а поворачивается на носке пяткой вперед. Руки, согнутые в локтях, резко выводятся назад для усиления удара. После удара мышцы немедленно расслабляются, и нога выполняет обратное движение.

Рис. 21

Удар ногой сбоку (рис. 22)наносится со средней и дальней дистанции стопой, наружным краем стопы и каблуком в голень, коленный сустав, живот и по пояснице. Наиболее эффективен удар в коленный сустав стопой сбоку.


Из боевой стойки подтянуть бедро вверх, стопа подошвой поднимается вдоль внутренней поверхности левой ноги к колену. Разворачивая бедро, коленом в направлении цели и разгибая ногу в коленном суставе, нанести удар в голень краем стопы, или в колено сбоку - пробивным ударом стопы, или в подреберье (живот) – каблуком (носок потянуть на себя). В момент удара напрячь мышцы ноги, туловище чуть отклонить в сторону, противоположную удару, одноименную руку направить (одновременно с движением ноги) в сторону цели, вторую руку опустить ближе к паху в готовности блокировать возможный контрудар. После удара мышцы расслабить и немедленно принять изготовку к бою.

Рис. 22

Удары стопой или каблуком сверху (рис. 23) наносят по верхнему своду стопы, по голени – при захвате противником туловища сзади, по лежащему противнику (после броска)- с короткого замаха резкими ударами в болевые точки.


Рис. 23

Удар коленом снизу наносится при освобождении от захватов туловища спереди. Без замаха нанести удар в пах или в лицо по наклонившемуся противнику.

Удар ногой назад (рис. 24) наносится стопой, как правило, в живот атакующему противнику. Из боевой левосторонней стойки слегка наклонится вперед, подтянуть правое бедро к груди и глядя через правое плечо назад, резким движением разогнуть ногу в коленном суставе и тазобедренном суставе, нанести удар стопой в живот противнику.


Рис. 25

Рис.26

Отбив автоматом вверх (рис. 27) проводится резким движением двух рук вперед вверх без изменения хвата автомата левой кистью. В момент удара руки напряжены, слегка согнуты, автомат развернут магазином вверх.


Отбив автоматом вниз направо (рис. 27) выполняется от укола оружием в нижнюю часть тела. Движением левой руки вниз – направо, а правой вправо - вверх ударить концом ствола по оружию вправо вниз. В момент удара левая рука чуть согнута, автомат – магазином вправо, штык на высоте правого колена, правый локоть поднят.


Рис.28
Рис. 29
Освобождение от захвата автомата противником (рис. 31)нанести противнику удар ногой в пах, повернуться боком к противнику и, нанеся удар ногой в колено (по голени), вырвать оружие.

Рис. 33

Защита от удара кулаком снизу (рис. 34) Первый способ: выполняется подставкой (блоком) предплечья левой руки с последующими контрударами правой рукой в голову, правым коленом в пах или ребром стопы в голень (колена).


Рис. 34

Защита от ударов ногой

Защита от ударов ногой снизу (рис. 35) выполняется подставкой стопы (бедра) под удар, после чего наносится встречный удар рукой в голову или туловище противника.

Защита от ударов ногой подставкой рук (рис.36)-встретить ногу противника предплечьями прямых скрещенных рук (при ударе правой ногой правая рука сверху), захватить ее правой рукой за пятку, заводя стопу в локтевой сгиб левой руки, рывком вверх на себя бросить противника на землю, нанести удар ногой, наступить на другую ногу и выкрутить захваченную ногу.


Рис.37

Защита от удара ногой уходом в сторону (рис.38) при ударе противника правой ногой с шагом левой влево вперед повернуться направо и подхватить левой рукой ногу снизу. Поднимая ее вверх, опрокинуть противника на землю и нанести удар ногой.




Рис.39


Освобождение от захвата противником шеи спереди (рис.40) Нанести удар ногой в промежность (голень, стопу) противника, соединяя вместе кулаки и разводя локти в стороны, нанести удар снизу вверх между рукам противника. Движение рук вверх должно совпасть с активным разгибанием мышц ног.Обратным движением рук сверху вниз ударить противника в лицо или по ключицам, а затем, захватив одежду и натаскивая на себя, ударить его головой в лицо.

Рис.40

Обучение приемам защиты без оружия

Обучение защитам от ударов рукой и ногой проводится групповым двухсторонним методом. Подразделение в двухшереножном строю, одна шеренга – действуют за атакующего противника, другая шеренга – в роли защищающегося.

После ознакомления прием разучивается по разделениям: “К бою - ГОТОВСЬ”, “На счет “раз” первые номера обозначить удар правой ногой в низ живота, вторые номера с шагом левой ногой влево вперед повернуться направо и подхватить левой рукой ногу снизу, делай- РАЗ”. Руководитель должен указать на отдельные детали, исправить ошибки и подать команду: “На счет “два”, поднимая ногу верх опрокинуть противника на землю, делай - ДВА”, “На счет “три” обозначить по противнику удар ногой, делай - ТРИ”.

В процессе освоения приема, техника его выполнения уже не объясняется, а подается команда: ”К бою – ГОТОВСЬ, первые номера выполнить защиту от удара ногой уходом в сторону, вторые номера- ногой – БЕЙ!”

По мере овладения техникой приема, необходимо сочетать его выполнение с другими уже освоенными атакующими или защитными действиями и проводить их в виде обусловленных схваток, при этом все действия партнера должны только обозначаться, что является непременным условием, исключающим травматические повреждения у занимающихся.

Приемы обезоруживания противника и методика обучения им

В рукопашной схватке может сложиться обстановка, когда невооруженному приходится действовать против вооруженного противника.

По положению оружия, характеру действий противника можно определить его намерения и своевременно провести прием обезоруживания. Как правило, успех будет зависеть от целесообразной дистанции с противником, своевременным уходом с линии атаки (если это необходимо), мгновенным последующим нанесением ударов рукой или ногой и обязательным лишением его контакта с оружием. Обезоруживая противника, необходимо использовать инерцию движения его тела в своих интересах, грамотно оказывая болевые воздействия на суставы рук и ног.

Приемы обезоруживания делятся на следующие группы: приемы обезоруживания противника при уколе штыком, приемы обезоруживания противника при ударе пехотной лопатой, приемы обезоруживания противника при ударе ножом, при угрозе пистолетом.


Рис.41

Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом вправо (рис.42) сделать выпад правой ногой в сторону, одновременно развернув корпус влево. Отбить (отвести) ствол автомата противника предплечьем левой руки и захватить его. Перенести вес тела на левую ногу, захватить оружие другой рукой и одновременно с рывком автомата на себя нанести удар стопой в колено сбоку. Сбить противника на землю, нанести удар затыльником приклада в голову или направить ствол оружия на него.



Рис.43

Обезоруживание противника при ударе пехотной лопатой наотмашь или тычком (рис.44) с шагом вперед в сторону и поворотом к противнику отбить предплечьями вооруженную руку противника на замахе и захватить ее, нанести удар ногой, захватить черенок лопаты, обезоружить противника, выкручивая лопату в сторону большого пальца и нанести удар лопатой противнику по голове.

Все удары пехотной лопатой имеют больший или меньший замах. Поэтому для защиты от таких ударов надо выполнить скачок навстречу противнику, чтобы остановить удар в самом начале его траектории. Или пытаться избежать поражения стремительным движением в сторону с линии атаки.



Рис.44


Обезоруживание противника при ударе ножом сверху (рис.45) с шагом вперед защититься подставкой предплечья руки вверх под удар вооруженной руки противника на замахе, другой рукой захватить его предплечье снизу в районе локтя, нанести удар ногой в пах, нажимая предплечьем на плоскую часть лезвия наружу, обезоружить его. При необходимости, оказывая давление на локоть, с шагом левой ногой назад свалить противника, повернуть лицом вниз, провести загиб руки за спину и связать.

Рис.45

Обезоруживание противника при ударе ножом снизу или прямо (рис.46) коротким шагом или скачком вперед влево уйти с линии атаки, предплечьем левой руки блокировать вооруженную руку противника и перехватить его за запястье. Немедленно нанести удар рукой в болевую точку, отвести вправо от себя вооруженную руку и ударом основания правой ладони по тыльной поверхности кисти противника выбить нож. Далее сбить противника на землю и провести связывание.



Рис.46

Связывание

Связывание применяется для ограничения сопротивления пленного противника, для его конвоирования и транспортирования. Связывание проводится, как правило, после проведения болевых приемов и бросков. Для этого необходимо сбить противника на землю вниз лицом. Встать на колени и, плотно блокируя правым бедром захваченную руку, сесть верхом на противника. Причиняя боль давлением на предплечье захваченной руки, вынудить противника завести другую руку за спину. Блокируя ее левым бедром, связать руки.


руки за спиной, кисти одна на другой;

Руки за головой, кисти скрещены, свободный конец от петли привязан к поясному ремню.

Рис.48

Для связывания веревкой (рис.49) применяется двойная затягивающаяся петля.



Рис.49

Варианты связывания (рис. 50)

Руки за спиной, кисти скрещены, веревка проходит через шею или грудь;

Руки за спиной, одна сверху, другая снизу;

Руки скрещены на груди, кисти рук за спиной.


Рис.50

Связывание брючным ремнем или веревкой для неподвижного положения. Сбить противника на землю вниз лицом. Ноги подогнуть и скрестить, руки заложить за спину и связать правую руку с левой ногой, левую руку с правой ногой.

Для сковывания подвижности противника могут применяться подручные средства, например, палка. В этом случае необходимо просунуть палку в рукава кителя за спиной пленного и привязать к ней запястья рук или связать руки противника спереди и просунуть палку в локтевые и подколенные сгибы связанных спереди рук и ног.

Не каждый из нас может похвастаться свободным временем для посещения тренировок вне дома. Поэтому, статья о том, как разобраться в боевых искусствах и овладеть ими в домашних условиях, должна пойти многим на пользу, так как никто не застрахован от недоброжелателей, которые могут внезапно напасть на вас в темном переулке или в подъезде вашей многоэтажки.

Приемы рукопашного боя

Наиболее популярным и простым, в плане техники, является рукопашный бой. Для того чтобы овладеть приемами самообороны не нужен шпагат в 180 градусов или любые другие суперспособности.

Начинающим достаточно иметь кулаки, которые готовы в любой момент отразить нападения злоумышленника. Традиционным в обиходе является прямой удар.

Удар кулаком в нос, в челюсть или глаз противника поможет вам получить преимущество во внезапной схватке и даст достаточное количество времени, чтобы скрыться с глаз неприятеля.

Если до этого вам не приходилось драться, то подобного рода удары могут сильно травмировать вашу кисть. Поэтому правильнее бить открытой ладонью. Так у вас больше шансов нанести серьезные травмы недоброжелателю, а не себе.

Еще одним популярным приемом является апперкот — удар снизу вверх кулаком в челюсть противника. Преимущество его в том, что он гораздо мощнее прямого удара и способен отправить врага в нокаут.

Приемы кикбоксинга


Для тех, кто уже в достаточной степени владеет кулаками, но считает что этого мало, чтобы вырубить недруга, оставшись с ним один на один, на помощь приходит кикбоксинг – бокс, в котором используются удары ногами.

Его техника достаточно разнообразна, и чтобы овладеть желаемыми приемами, лучше обратиться к видеоурокам, которые в достаточной степени имеются на сайте YouTube.com.

Данный вид единоборств подходит также и для девушек. Если вы даже не планируете научиться бороться, кикбоксинг может стать просто хорошим средством в потере лишнего веса. Как говорится, одним ударом двух зайцев.

Приемы карате

Наиболее сложным и профессиональным стилем является карате. Для того, чтобы научиться его приемам понадобится не один день и даже не неделя.

Если вы решились на то, чтобы стать Брюсом Ли в домашних условиях, морально готовьтесь к ежедневным и усиленным тренировкам.

Данный вид единоборств схож с кикбоксингом и делает акцент на опасных для жизни ударах ногами.

Этапы обучения происходят снизу вверх в прямом смысле. Сначала оттачивайте мастерство сидя на полу ударами подушечкой пальцев и ребром стопы вперед и назад. Ниже приведена иллюстрация основополагающих приемов.

  • удар ногой в сторону - еко-гери;
  • удар ногой назад - уширо-гери;
  • отбив предплечьем изнутри наружу - учи-уке.

Какими приемами пользоваться девушкам

Все вышеперечисленные стили, которые можно применить в уличной драке не всегда подходят девушкам.

Поэтому обратимся к тому, что считается запрещенным в профессиональной практике, но так необходимо, чтобы защитить себя в переулке.

Удар в пах коленом

Пожалуй, нет более эффективного и простого способа лишить злоумышленника преимущества.

Бить можно и коленом, если вы стоите слишком близко друг к другу и ступней, если между вами имеется расстояние.

Данный способ нанесения увечья подходит, когда возникает ситуация, при которой неприятель хватает за шею и прижимает к стенке. Если же ваши руки сцепились с руками соперника, то резким движением можно потянуть его к себе, одновременно нанося удар в пах.

Выдавливание глаз пальцами

Подходит, если вас начали душить и ваши руки свободны для нанесения ответного удара недругу. Воспользуйтесь самыми сильными вашими пальцами обеих рук – большими пальцами. Обхватите ладонями голову врага и изо всех сил начните вдавливать глаза.

Резкий удар в солнечное сплетение

Бить можно как кулаком, так и открытой ладонью. Воспользовавшись данным приемом, вы сможете выкрасть себе дополнительное время, чтобы уйти от нападавшего, так как последствием является сильная боль и сложность дыхательного процесса.

Все вышеперечисленные методы борьбы допустимы лишь тогда, когда вам угрожает реальная опасность. Не стоит их использовать в школе или в качестве демонстрации на улице.

Также не нужно вести себя как спецназовец и пытаться добить соперника. При первой же возможности как можно быстрее покиньте место происшествия и отправляйтесь в более безопасные и людные районы.

Опасность может подстерегать нас где угодно: как вечером в темное время суток в неосвещенной подворотне, так и на оживленной улице, если компании хулиганов приглянулся ваш кошелек или сумочка. Если человек владеет приемами самообороны, то у преступников будет мало шансов обогатиться за его счет. Поэтому многие - и любители единоборств, и неспортсмены - не прочь обучиться приемам рукопашного боя. В процессе обучения ученики не только осваивают технику, подготавливаются физически, но также ведется психологическая подготовка к бою. Те, кто изучил удары, освоил приемы рукопашного боя, более спокойны и выдержанны, у них вырабатывается хладнокровие, необходимое для успешного завершения боя.




Преимущества рукопашного боя:

  • не нужны дополнительные приспособления для боя: в бою участвует только ваше тело;
  • круглосуточная подготовка: вы можете вступить в бой в любой ситуации, в любое время;
  • минимальная вероятность попадания под статьи УК РФ: в рукопашном бою стоит задача вырубить соперника, вывести из равновесия, не причиняя серьезного вреда здоровью;
  • можно нанести удар из любой позы: есть несколько болевых точек, так что можно выбрать одну из них, находясь с любой стороны относительно соперника (есть возможность наносить эффективные удары в рамках самообороны даже лежа);
  • выработка скорости удара: как правило, если человек прошел курсы самообороны, по рукопашному бою, сопернику не удается причинить боль или серьезный урон его здоровью во время драки - вы научитесь вести бой на опережение.

Основные приемы рукопашного боя

При самообороне движения не должны быть хаотичными, а боевых ударов не должно быть много. Достаточно использовать один прием по боевому рукопашному бою для нейтрализации противника. Среди самых болезненных мест можно выделить нос, глаза, область паха, ребра, голень и кадык. Также иногда наносятся удары по солнечному сплетению - таким приемом можно вырубить соперника, нарушив его дыхание.

Основные приемы, представленные на картинках:

  • Нанесение ударов в пах. Стоит учитывать, что такой прием не только приносит боль - он может убить человека. Поэтому нужно отработать силу удара рукой и ногой, чтобы в рамках самообороны не превысить допустимых пределов.
  • Прием сбоя дыхания. Это можно сделать одним эффективным ударом, попав в солнечное сплетение. Его нужно наносить спереди, причем он должен быть точечным.
  • Простые рукопашные приемы: к примеру, резкое похлопывание по ушам. Стоит научиться этому эффективному приему, так как он способен надолго вывести соперника из равновесия. Но у этого приема есть один недостаток: можно навсегда лишить человека слуха, если лопнут барабанные перепонки;
  • Приемы самообороны, включающиеся подсечку. Суставы - одни из самых уязвимых и болезненных мест, можно переломить ногу одним из приемов. Обычно отработка приемов ведется при боях на коротких дистанциях, когда есть возможность не только лишить противника равновесия, но и помочь ему безопасно упасть.



Обучение технике рукопашного боя в школе УНИБОС

В рамках обучения ведется изучение всех основных техник. Вы обучитесь приемам, подготовитесь и физически, и эмоционально. После курса рукопашного боя вы сможете пользоваться приемами в любой опасной ситуации, спасая себя или других. В Москве мы проводим обучение и новичков, и профи. У нас свой зал, штат квалифицированных тренеров (Москва) - обращайтесь в Международную федерацию УНИБОС, если вы заботитесь о своей безопасности.

Данный вид боя обычно применяется в ситуациях, когда применение огнестрельного оружия ограничено в силу некоторых причин. Зачастую при этом возникает угроза для жизни одной из сторон или же велика вероятность пленения. Зачастую в ходе боя могут использоваться подручные средства в виде ножа, саперной лопаты, палки. Значительно реже встречается рукопашный бой вовсе без оружия.

Видео: Спецназа ВВ МВД России

Зачастую навыки рукопашного боя необходимы лишь для бойцов силовых структур и ведомств, но иногда рукопашный бой возможен и на обычных городских улицах, когда конфликт из обычной потасовки под воздействием выхода одной из сторон из состояния психического равновесия, может стать смертельно опасным. Также часто рукопашный бой используется при проведении спецопераций, для которых необходимы скрытность и бесшумность.

Тактика боя — три фазы

  1. Начальная фаза боя – сближение . Обычно характеризуется стрельбой навскидку или метанием различного рода оружия. Далее могут последовать удары либо с применением оружия, либо без него. На этой стадии, возможно, что кому-то из противников удастся одержать победу, вырубив оппонента точным ударом.
  2. Если же бой не удалось закончить, то наступает вторая фаза – сваливание на землю или сбивание . Цель данного действия – воспрепятствовать дальнейшим действиям противника и занять более выгодное положение.
  3. После того как противник повален, наступает третья фаза – добивание . В уличных условиях это обычно избивание ногами. Для силовых структур обычно в эту фазу применяются либо фиксация противника, либо применение болевых приемов.

При действии против группы противников возможно вместо второй стадии использовать одного из атакующих в качестве щита или же, бросив его под ноги атакующим, затруднить их продвижение.

Основные принципы ведения боя

  • Избегайте оказаться в положении на линии атаки противника. Ведь вас могут повалить одной лишь инерцией движения противника, даже в случае если вам удалось увернуться от его удара.
  • Старайтесь наносить удары из любого положения. При этом не всегда важны тяжелые удары. Множество легких ударов могут затруднить действия противника, если наносить их неожиданно.
  • Старайтесь занять удобное положение и избегайте ограничения своей подвижности путем скрещивания рук или ног.
  • При возможности нарушьте равновесие противника, это затруднит его наносить более сильные удары.
  • Будьте расслаблены и сосредоточены – это придаст скорости вашим движениям.
  • Импровизируйте, действуя по ситуации.
  • Воспользуйтесь особенностями окружающей вас местности.
  • Старайтесь свести время боя к минимуму и экономьте энергию, избегая неоправданных движений и прыжков.
  • Периодически сближайтесь. Это позволит вам определить последующие действия противника и не даст ему возможность нанести неожиданного сильного удара.

При работе с группой противников актуально следующее:

  • избегать отступления;
  • использовать одного из противников в качестве живого щита, применяя при этом к нему болевые приемы для управления движением;
  • используйте противника в качестве ограничения для движения остальных;
  • не забывайте об остальных;
  • используйте подручные средства, если противников несколько;
  • находитесь в движении;
  • не распыляйте внимания на пересчет противников;
  • упав, старайтесь защититься и наносите удары снизу. Воспользуйтесь противником в качестве противовеса, чтобы подняться.

Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой является универсальной системой обучения приемам защиты и нападения. Данная система соединила в себе большое количество функциональных элементов из различных видов боевых искусств со всего мира. Армейский рукопашный бой начал быстро развиваться и получил огромную популярность за свои контактные поединки с минимальными травмами участников.

Когда родилось боевое искусство

Видео: Рукопашный бой по системе спецназа ГРУ

Как военно-прикладной вид спорта армейский рукопашный бой родился в 1979 году, во время первого чемпионата Воздушно-десантных войск. Именно с этого времени и такие чемпионаты начали проводить каждый год. Кроме этого, армейский рукопашный бой являет собой основу физической подготовки молодых бойцов и был успешно внедрен в программу их обучения.

Такой вид единоборств стал довольно популярным видом спорта среди военнослужащих, поскольку спортсмены были хорошо подготовлены, владели техникой движений различных боевых искусств, таких как бокс, дзюдо, самбо, борьба и др.

Первый чемпионат

Видео: Русский рукопашный бой Спецназа и Реальное айкидо

В 1991 году в г. Ленинград был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил. Чтобы популяризировать этот вид спорта еще больше, Спортивным комитетом Министерства обороны в 1992 году была организована Федерация армейского рукопашного боя в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств.

Некоторое время армейский рукопашный бой культивировался только в армейских подразделениях и был военно-прикладным видом спорта. Сегодня же, этим видом боевых искусств занимаются многие спортсмены различных единоборств, а также большой интерес такой вид спорта вызвал и у подрастающего поколения.

Отличительная черта от других рукопашек